Медиастудия "Перспектива"

Программа медиастудии «Перспектива» предусматривает  интенсивное  обучение  основам ораторского искусства и журналистики (теле-, радио-, интернет-журналистики, прессы). Способствует совершенствованию умения воспитанников свободно владеть устной речью, красиво и грамотно  формулировать связное высказывание в письменной речи.

В  программу включены как теоретические, так и практические занятия  по  вопросам  построения  устных  выступлений,  по  установлению контакта с аудиторией, по культуре речи посредством создания подкастов, альтернативного радио, выступлений на концертах, организации социальных акций, интервью, репортажей и т.д. А возможность съемки и видеомонтажа помогает воплощать творческую энергию учащихся в конкретные проекты (фильмы, социальные ролики и т.п.). И, главное, появляется возможность показать публично результаты своей работы. Эта деятельность носит практический характер.

преподаватели

Тарасенко Татьяна Анатольевна

Содержание программы

Содержание программы первого года обучения.

  • Вводное занятие «Будем знакомы!» - 2 ч.

Знакомство с ребятами. Ознакомление с планом работы медиастудии «Перспектива», целями, задачами. Правила работы  и поведения. Инструктаж по ТБ, ОТ, ПБ. День рождения объединения.

Речь  как  вид  искусства.  Ораторское  искусство  как  мощное  воздействие  на человека. Ораторская речь и риторика. Частные риторики – разные роды красноречия. Особенности устной и письменной публичной речи. Оратор, журналист, блоггер и их аудитория. Взаимовлияние лектора и аудитории.– 2ч.

  • Раздел 1. Я и мой голос – 10 ч.

Теория голосообразования как основа разработки упражнений для развития голосовых данных. Принципы развития речевого голоса. Основные приемы голосо-речевого тренинга.

Голосообразование. Методика работы над воспитанием опоры звука, мягкой атаки, центра голоса, резонирования.

Работа над внешней техникой речи.

Качественные характеристики голоса: сила голоса, диапазон, темпоритм. Понятия о силе голоса, методика работы над силой голоса. Понятия о звуковысотном и динамическом диапазоне, методика работы над диапазоном. Темпоритм речи – значение в речи, методика работы над  темпоритмом. Сила,  диапазон  и  темпоритм  –  как выразительные средства речи. Дикция как качество речи и выразительное средство. Смыслоразличительная функция звуков.  Артикуляция,   артикуляционная  гимнастика.  Гласные  звуки,  их  роль  в произношении слова. Дикционная чистота и четкость в речи. Методика работы над дикцией.

Скороговорка как материал для выработки качественного звучания гласных и согласных звуков. Составление диалогов, монологов на материале скороговорок. Подбор тематических скороговорок и работа с ними. Составление связного текста на материале скороговорок.  Действие  словом  –  как  начальный  навык  словесного  действия  –  на материале скороговорок. Словесное действие – речевой поступок, направлений на изменение мыслей слушателя.  Внутренняя  техника  словесного  действия.  Отношение  к  тексту,  оценка эмоциональная. Общение в скороговорках. Сверхзадача как конечная цель выступления. Подтекст,  скрытый  смысл  текста  как  фактор,  влияющий  на  элементы  внутренней техники.

Логика  речи:  создание  точной  схемы  развития  мысли.  Логика  в  речевом действии. Речевые такты. Логическое ударение. Определение ударных слов во фразе, в речевом такте. Распределение разных по силе логических ударений: сильное, среднее, слабое. Паузы: грамматические, логические, психологические. Пауза — выразительное средство речи. Способ создания логической перспективы в тексте.

  • Раздел 2. Я и трибуна -24 ч.

Голосо-речевой тренинг как комплекс умений и навыков на базе знания теории техники речи. Приемы и методы тренинга, обеспечивающие опосредованное воздействие на работу голосо-речевого аппарата. Вера в предлагаемые обстоятельства. Прием повторения упражнений. Создание  и  разработка  ораторской  речи  и  подготовка  к  публичному выступлению.

Практикум использования изобразительно – выразительных средств языка и цитат в своих письменных монологах (блогах) и устных выступлениях.

  • Раздел 3. Блогинг и журналистика – 164 ч.

Юный журналист – 96 ч.

Знакомство с материалами периодической печати . История развития журналистики в разных странах

Основы  оформительского  дела. Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, подготовка материалов.

Анализ материалов периодической печати.

Особенности оформительской  работы.

Дизайн газеты или журнала.

Оформление материалов в газете.

Иллюстративное оформление газеты.

Журналистское творчество. Роль печатного издания  в формировании духовно-нравственных качеств личности.

Коллективное творчество.

 

Жанры публицистики. Что такое «интервью»? 

Информационный жанр журналистики - «репортаж».

Оперативный жанр – «телерепортаж».

 

Юный блоггер – 34 ч.

История блогинга в мире и в России:этапы развития. Предтеча блогов, «дневниковая традиция» в журнально-газетном процессе 19-20 вв. Появление интернета. ЖЖ и его история. Появление видеоконтента. Появление YouTube и его история. Online- видеоблогинг. Twitter.

 

  • Раздел 4. Сам себе режиссёр – 16 ч.

В этом разделе происходит «знакомство» с камерой. Вводятся понятия «ракурс», «картинка», «фоновое решение», «сюжет» и тп. Изучается важность этих понятий и взаимосвязь. Начинается изучение «монтажа» в результате знакомства с программами монтажа. Изучается звук как эффект.

Цели программы

Создание условий для формирования системы начальных знаний, умений и навыков современного журналиста, блоггера; развития творческих и интеллектуальных способностей, активной жизненной позиции, социализации обучающихся посредством включения их в журналистскую деятельность.

Результат программы

Планируемые результаты

Предметными результатами освоения содержания программы являются:

 • знание ряда ключевых понятий базовых наук: социологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

 • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями), давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном обществе социальных ценностей;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

 • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

 • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

 • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

 • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Метапредметные результаты изучения по дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программе проявляются в:

 • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

 • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

 • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;

 • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

 • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на занятиях и в доступной социальной практике.

Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания программы, являются:

 • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни;

 • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своего города, республики;

 • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур.

В ходе реализации программы медиастудии «Перспектива» обучающиеся будут

знать:

- историю и основы журналистики / блоггинга;

- особенности профессии журналиста;

- этику журналистского поведения, права и обязанности;

- виды информации;

- методы сбора и обработки информации;

- структуру и особенности написания текстов;

- требования к деятельности оформителя, редактора, корректора и др.;

- основные жанры журналистики;

- принципы оформления и создания печатных изданий.

уметь:

- излагать собственные мысли;

- аргументировать свою точку зрения;

- вести дискуссию, диалог;

- самостоятельно фотографировать/вести съёмку и обрабатывать снимки/видео;

- пользоваться компьютером и осуществлять набор текста, верстку, монтаж видео;

- анализировать источники информации;

- составлять публикации, брать интервью;

- находить источники интересной информации путем наблюдения и работы с документами;

- составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования, интервью;

- составлять фото-, видеорепортажи и др.

владеть:

- способностью самостоятельно подготавливать, обрабатывать и оформлять материалы в печатное издание;

- навыками оперирования формулировками, понятиями, определениями;

- навыками анализа текста как конечного результата журналистской деятельности;

- навыками создания текста в различных жанрах;

- навыками создания видеороликов в разных жанрах;

- навыками поиска информации в разных источниках;

- первичными навыками макетирования и создания газеты, журнала, блога.