Кружок "Спортивный туризм"

Материал кружка имеет краеведческую направленность. Совершая прогулки, экскурсии, походы учащиеся знакомятся со своим краем, изучают свою страну с «малой Родины», познают патриотические, трудовые, нравственные традиции народа. Занятия кружка носят преимущественно практический характер, на занятиях учащиеся приобретают умения и навыки по спортивному ориентированию, топографии, краеведению, походной жизни, учатся преодолевать трудности, связанные с ночёвкой, адаптацией к местности, овладевают навыками полного самообслуживания, участвуют в общественно полезной работе.

Педагоги

 Москвитина Анастасия Александровна, педагог дополнительного образования

Содержание программы

Первый год обучения:

I. Введение в туризм.
II. Основы пешеходного туризма.
III. Основы лыжного туризма
        
 Второй год обучения:

1.Вводное занятие.
2. Основы пешеходного туризма.
3. Основы лыжного туризма.

 Третий год обучения:

1.Вводное занятие.
2.Основы пешеходного туризма.
3.Основы лыжного туризма.


 

Цели программы

Обучение, воспитание, развитие, оздоровление детей в процессе занятий пешеходным и лыжным туризмом, формирование всесторонней гармонично развитой личности.

Результат программы

         В результате прохождения программы данного курса,  учащиеся   

должны иметь представление:  

·         об истории развития туризма;

·         о классификации туризма; 

·         о месте туризма в современном российском обществе;

·         об уровне развития спортивного туризма в России;

·         об особенностях физической подготовки туристов различной направленности;

·        о подстерегающих опасностях, травмах и заболеваниях, обусловленных неправильным действием туристов.

    Учащиеся должны знать:

·         историю становления  и развития района, своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, его традициях и культуре;

·         замечательных людей своего населенного пункта, района;

·         особенности природных условий родного края, природу, животный, растительный мир,  знать основы краеведческой подготовки;

·         основы техники и тактики лыжного и пешеходного туризма;

·         основы технических и тактических приемов спортивного ориентирования;

·         способы развития основных физических качеств необходимых туристу (сила, выносливость, быстрота),  функциональные возможности своего организма; 

·         основные правила поведения в лесу (походе);                                                                       

·         как приготовить пищу с использованием природных ресурсов (дичь, рыба, грибы, ягоды, травы);

·         технику безопасности при проведении похода,  на  биваке,     при движении на маршруте, при заготовке дров, разведении и работе  у костра;

·         как вести себя в экстремальной ситуации,  опасности, травмы и заболевания, связанные с неблагоприятными     метеорологическими   условиями, с  дикими   животными   и   ядовитыми  растениями, насекомыми;

·         сигналы   бедствий,   правила   и   приемы   транспортировки  пострадавшего;

·         узлы, уметь  их вязать  и знать  их назначение,  уметь  правильно применять их на практике;

·         условные топографические знаки спортивных карт;

·         приемы ориентирования карты,  способы определения точки стояния;

·         рельеф местности и его изображение на спортивных картах;

·         правила упаковки и транспортировки продуктов в походе;

·         типы, виды костров и их назначение;

·         туристические песни, игры;

·         правила проведения соревнований по туризму; 

·         основы гигиены туриста.  

    Учащиеся должны уметь:

·         определять географическое положение, границы района, называть и показывать формы рельефа;

·         проводить краеведческие исследовательские и поисковые работы по заданным темам;

·         готовить личное, групповое снаряжение в зависимости от сезона, правильно подогнать и уложить рюкзак; 

·         ориентироваться на местности без карты (с картой, с компасом и без компаса), читать топографическую карту;

·         преодолевать естественные и искусственные препятствия, преодолевать этапы: спуск, подъем по склону, траверс склона, переправу по бревну, навесную переправу, переправу по верёвке с перилами, маятниковую переправу, заболоченный участок; 

·         надевать страховочную систему, вязать узлы, бухтовать веревки;

·         выбрать место для привала, оборудовать его простейшими укрытиями от дождя (на случай ночлега под открытым небом);

·         комплектовать походную аптечку, применять лекарственные препараты, содержащиеся в аптечке по назначению;

·         оказывать доврачебную медицинскую помощь;

·         изготовлять туристские самоделки, снаряжение;

·         пользоваться топографическими и спортивными картами, читать карты;

·         пользоваться компасом, двигаться по азимуту, определять расстояние на местности;

·         определять погоду по местным признакам;

·         приготовлять пищу на костре;

·         правильно подобрать продукты питания для похода в зависимости от их калорийности и сложности похода;

·         составлять меню на каждый день похода;

·         заполнять маршрутную  книжку на  поход, вести  дневник похода; 

·        оформлять памятки, коллажи, листовки, газеты, буклеты,                              презентации и т. д.

    Учащиеся должны  иметь навыки:

·         разведения костра в любую погоду;

·         установки палатки в любых условиях;

·         оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях и перевязки при несложных ранениях;

·         безопасного   обращения  с   туристским   снаряжением, специальными приспособлениями;

·         самостоятельно организовать туристский бивак.

Материально-техническая база

кабинет для занятий,

канцелярия,

компьютер,

походные снаряжения (палатки, спальные мешки, котелки и др.)