Рабочая программа кружка «Умелые руки».

 Курс кружка “Умелые руки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

Деятельность учащихся начальных классов на кружке « Умелые руки » в нашей школе выполняет особую роль, т.к обладает мощным развивающим потенциалом. Дети с ограниченными возможностями, не имеющие до школы возможности посещения детских садов, не получив первоначальных умений и навыков ручного труда, как никто другой нуждается в развитии своих творческих способностей.

Программа и группы детей создаются благодаря, пройденной диагностики, где выявляются способности каждого обучающегося. В группы могут входить дети с 1 по 4 классы, то есть смешанные. Это и зависит от их способностей и склонностей. 

Педагоги

Понушкова Александра Николаевна - педагог дополнительного образования.

Содержание программы

Раздел 1: Работа с бумагой и картоном
Вводное занятие. Диагностика.
Ознакомление детей с особенностями кружка.Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.

Организация рабочего места. ПТБ при работе с клеем. Аппликация.
Виды аппликации и способы выполнения. Правила работы с клеем. ПТБ при работе с ножницами. Разметка при помощи сгибания.

Работа с бумагой и клеем. Обрывная аппликация.
Правильная организация рабочего места. Разметка по шаблону. Соединение деталей с основой при помощи клея.
Организация рабочего места. ПТБ при работе с ножницами. Аппликация.
Нанесение вспомогательных линий при помощи линейки. Виды инструментов и приспособлений при работе с бумагой и картоном.
Работа с бумагой. Аппликация из резаных кусочков цветной бумаги.
Выполнение работы по заданому образцу.
Вырезание геометрических фигур. Квадрат и треугольник. Аппликация
Экономная разметка бумаги при помощи шаблонов, сгибание листов бумаги вдвое, вчетверо, резание бумаги ножницами по линиям разметки, соединение деталей из бумаги с помощью клея.
Аппликация из геометрических фигур. Правила работы с клеем и кисточкой.
Организация рабочего места при выполнении аппликационных работ.
Вырезание геометрических фигур. Круги разного размера. Аппликация.
Приемы вырезания кругов. Выполнение аппликации по образцу.
Аппликация из кругов. Выставка работ.
Отработка приемов вырезания кругов. Выполнение аппликации по собственному замыслу.

Раздел 2: Работа с пластилином
Работа с пластилином. Правила работы с пластилином
Организация рабочего места при работе с пластилином. Соблюдение правил при работе с пластилином. Выполнение простых форм: шар,куб,конус,пирамида,цилиндр.Работа по образцу.
Работа с пластилином. Объемные фигурки.
Приемы лепки объемных фигурок.
Работа с пластилином «Чайный сервиз».
Способы и приемы лепки посуды. Нанесение рисунка. Правила личной гигиены.
Работа с пластилином. Праздничный стол.
Сервировка стола. Организация рабочего места.
Новогодняя гирлянда
Виды гирлянд. Последовательность выполнения работы по плану
Пластилиновая живопись. Рисуем шариками «Бабочки».
Виды пластилиновой живописи. Приемы рисования пластилиновыми шариками.
Пластилиновая живопись. Рисуем шариками «Рыбки в пруду».
Отработка навыков рисования пластилиновыми шариками.
Пластилиновая живопись. Рисуем шариками и жгутиками
Выполнение работы по собственному замыслу.
Работа с тканью. Прямая строчка.
Приемы работы с иглой. Заправка нити.
Прямая строчка и ее дочки.
Организация рабочего места при данной работе. Разметка линий при помощи мела. Прямые стежки разного размера.
Перевивы: цепочка, змейка.
Приемы выполнения различных видов цепочек. Соблюдение порядка на рабочем месте.
Вышивание салфетки.
Подготовка ткани к работе. Подбор ниток по цвету. Нанесение рисунка. Выбор необходимых стежков для выполнения работы. Окончательное оформленние работы
Работа с тканью. Закладка для книг
Раскрой закладки из ткани по шаблону. Обработка края закладки. Наложение вышивки на закладку, используя прямую строчку и ее виды.
Изготовление игольницы.
Раскрой деталей игольницы при помощи шаблона, соединение подушечки с картоной основой.
Итоговое занятие. Выставка и презентация работ учащихся.
Подведение итогов учебного года. Успехи и достижения. Выставка лучших работ.

Цели программы

Цели: всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие; создание условий для самореализации ученика в творчестве; формирование практических трудовых навыков; развитие индивидуальных творческих способностей.

Результат программы

Иметь представление: о проектной деятельности в целом и её основных этапах; о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;

Знать: правила ТБ; название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними; правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами; правила общения; названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;что такое деталь (составная часть изделия); что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными; основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);виды материалов;последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;способы разметки: сгибание и по шаблону;- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток ; виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.

Уметь:находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета); наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;различать материалы по их назначению;различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий; читать простейший чертёж (эскиз); качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы); выполнять правила культурного поведения в общественных местах; выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).

Общетрудовые умения: самостоятельно анализировать предложенное учебное задание;организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления; экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах; обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

С помощью учителя: выбирать темы для практических работ; формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения; доказывать своё мнение.

Материально-техническая база

- Кабинет;
- Методические разработки;
- Материал.