Программа "Азбука финансовой грамотности"

В современных условиях финансовая грамотность становится необходимым элементом общей культуры современного молодого человека. Вопросы финансовой грамотности населения являются особенно важными в условиях развития рыночной экономики, продолжающегося расширения сферы финансовых услуг и все большего проникновения финансовых рынков и финансовых институтов в повседневную жизнь, все более широкой вовлеченности населения в их деятельность.

преподаватели

Педагог дополнительного образования Сотнич Нина Леонтьевна

Содержание программы

Основные содержательные линии программы кружка:

• Управление денежными средствами семьи;

• Способы повышения семейного благосостояния;

• Риски в мире денег;

• Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем;

• Человек и государство: как они взаимодействуют.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами

экономики, математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают тесты, задачи, практические задания, построение диаграмм, игры, эссе, исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы стекстами, таблицами, схемами, диаграммами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Цели программы

Цель:формирование основ финансовой грамотности у учащихся 3-4 класса, предполагающих освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

Результат программы

Требования к личностным результатам освоения курса:

-сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

- готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:

-сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;

- владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;

- владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;

-сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;

- умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;

-сформированность коммуникативной компетенции:

• вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

• анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.

Требования к предметным результатам освоения курса:

- владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

- владение знанием:

•структуры денежной массы

• структуры доходов населения страны и способов её определения

• зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи

• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции

• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц

• возможных норм сбережения

• способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации

• видов страхования

• видов финансовых рисков

• способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач

• способов определения курса валют и мест обмена

• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.

Особые условия проведения

Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.