«Маленький художник»

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 – ФЗ;
• Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО);
•Устав МАОУ лицей №27;
 Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса старшей группы, Муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей №27 (детский сад «Дельфинчик»). Программа направлена на развитие художественно-творческих способностей детей 3-7 лет в различных видах художественной деятельности, формирование интереса и предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; развитие эстетического восприятия окружающего мира, воспитание художественного вкуса.

   Художественно-эстетическое воспитание занимает одно  из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Основой художественного воспитания и развития ребёнка является искусство. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений.

  Программа представляет собой последовательную систему формирования эстетического отношения и художественных способностей детей 3 – 7 лет в изобразительной деятельности  и отражает содержательный минимум и требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам дошкольников.  

       Рабочая программа разработана с учетом возрастных психологических особенностей детей 3-7 лет. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса детей Муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей №27 (детский сад «Дельфинчик»). Программа направлена на: создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.

преподаватели

Педагог Петровская Наталья Алексеевна, образование высшее, первая квалификационная категория. 

Содержание программы

Новизна. Основной  задачей в работе кружка - развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира». Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте.            Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

 Цель:  Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства .
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Задачи художественно-эстетического развития  в младшем дошкольном возрасте: Эстетическое восприятие мира природы:
Побуждать детей наблюдать за окружающей живой природой, всматриваться, замечать красоту природы.
Обогащать яркими впечатлениями от разнообразия красоты природы.
Воспитывать эмоциональный отклик на окружающую природу.
Воспитывать любовь ко всему живому, умение любоваться, видеть красоту вокруг себя.
Эстетическое восприятие социального мира:
Воспитывать бережное отношение к окружающему предметному миру.
Формировать интерес к окружающим предметам.
Уметь обследовать их, осуществлять простейший сенсорный анализ, выделять ярко выраженные свойства, качества предмета.
Художественное восприятие произведений искусства:
Развивать эстетические чувства, художественное восприятие ребенка.
Воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства.
Учить замечать яркость цветовых образов изобразительного и прикладного искусства.
Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства.
Дать элементарные представления об архитектуре.
Учить делиться своими впечатлениями со взрослыми, сверстниками.
Формировать эмоционально-эстетическое отношение ребенка к народной культуре.
Художественно-изобразительная  деятельность:
Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, к образному отражению увиденного, услышанного, прочувствованного.
Формировать представления о форме, величине, строении, цвете предметов, упражнять в передаче своего отношения к изображаемому, выделять главное в предмете и его признаки, настроение.
Учить создавать образ из округлых форм и цветовых пятен.
Учить гармонично располагать предметы на плоскости листа.
Развивать воображение, творческие способности.
Учить видеть средства выразительности в произведениях искусства (цвет, ритм, объем).
Знакомить с разнообразием  изобразительных материалов.
Задачи художественно-эстетического развития в старшем дошкольном возрасте

Эстетическое восприятие мира природы:
Развивать интерес, желание и умение наблюдать за живой и неживой природой
Воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы, любовь к природе.
Подводить к умению одухотворять природу, представлять себя в роли животного, растения, передавать его облик, характер, настроение
Художественное восприятие произведений искусства
Развивать эстетическое восприятие, умение понимать содержание произведений искусства, всматриваться в картину, сравнивать произведения, проявляя к ним устойчивый интерес
Развивать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения искусства
Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства
Воспитывать эмоциональный отклик на отраженные в произведениях искусства поступки, события, соотносить со своими представлениями о красивом, радостном, печальном и т.д.
Развивать представления детей об архитектуре
Формировать чувство цвета, его гармонии, симметрии, формы, ритма
Знакомить с произведениями искусства, знать, для чего создаются красивые вещи
Содействовать эмоциональному общению
Художественно-изобразительная  деятельность
Развивать устойчивый интерес детей к разным видам изобразительной деятельности
Развивать эстетические чувства
Учить создавать художественный образ
Учить отражать свои впечатления от окружающего мира в продуктивной деятельности, придумывать,      фантазировать, экспериментировать
Учить изображать себя в общении с близкими, животными, растениями, отражать общественные события
Развивать художественное творчество детей
Учить передавать животных, человека в движении
Учить использовать в изодеятельности разнообразные изобразительные материалы
 

 

 

 

 

 

 

 

Цели программы

развитие художественно-творческих способностей детей в различных видах художественной деятельности

Результат программы

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

К концу года дети 3 – 4 лет могут:

Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно – прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.

Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка).
Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжета.
Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.
Правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.
Раскатывать комок массы  прямыми и круговыми движениями кистей рук;
     отламывать от большого комка маленькие комочки;

     сплющивать комок ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу;

     используя названные приемы, изображать в лепке разнообразные предметы;

Аккуратно пользоваться пластилином.
 

К концу года дети 4 – 5 лет могут:

Выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к народным игрушкам и украшению одежды орнаментом.

Изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.
Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.
Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

К концу года дети 5 – 6 лет могут:

Уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство).
Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
Знать особенности изобразительных материалов.

Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительности образов.
Выполнять узоры по мотивам народного декоративно – прикладного искусства, в том числе  орнамента.
 Уметь лепить знакомые предметы, скатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, сплющивать,                                 прищипывать и оттягивать детали;
Развита фантазия, творческое мышление, воображение, тонкая моторика рук.
К концу года дети 6 – 7 лет могут:


Различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное и народное искусство.
Называть основные выразительные средства произведений искусства.

Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.
Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; соз­давать сюжетные композиции из двух-трех и более изображений.
Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.
 

Материально-техническая база

Материально – технические (пространственные) условия организации художественного творчества детей:

 

·                     Уголок художественного творчества в группе.

·                     Кабинет по изобразительной деятельности (методический кабинет).

·                     Выставка рисунков в холле дошкольного учреждения.

 

  Наглядный  материал:

 

·                     Иллюстрации и репродукции картин художников;

·                     Наглядно - дидактический материал;

·                     Игровые атрибуты;

·                     Стихи, загадки;

·                     Открытки для рассматривания;

·                     Авторские изделия народных промыслов;

·                      Коллекция программных произведений искусства.

Материально-техническое оснащение:

 

-Плакаты: «Гжель», «Филимоновская свистулька»;

-Серия «Мир в картинках»: «Гжель», «Дымковская игрушка», «Хохлома», «Городецкая роспись», «Филимоновская

народная игрушка»

- Наглядно-дидактические пособия : 

«Фрукты». «Ягоды», «Овощи», «Времена года», «Народные промыслы»;

 

Художественные материалы:

Цветные карандаши, простые карандаши, ластики, фломастеры.

·                     Акварельные, гуашевые краски.

·                     Тушь цветная (для экспериментирования и тонирования бумаги).

·                     Пастельные мелки

·                     Матерчатые салфетки для просушивания ворса, бумажные салфетки.

·                     Кисточки (большие и маленькие, толстые и тонкие).

·                     Палитры, подставка под кисти, клеенки.

·                     Стаканчики для воды.

·                     Листы белой и тонированной бумаги в формате А 4, А3, альбомы для детского художественного творчества, ватман.

·                     Мягкая бумага (салфетки, газеты).

·                     Белый и цветной картон, наборы цветной и бархатной бумаги.

·                     Клей, клеящие карандаши, клеевые кисточки.

·                     Инструменты:

·                     Печатки, пробки, губки, колпачки фломастеров или авторучек.

·                     Вата, ватные диски, ватные палочки.

·                     Блёстки (кусочки мелко нарезанного дождика), серпантин, конфетти.

·                     Декоративные прищепки.

·                     Старые зубные щетки, щетки.

Техническое обеспечение занятий:  Использование   проектора, экрана для демонстрации слайд-шоу и презентаций.