- Главная
- Направления
- Физкультурно-спортивная
- Игровые виды спорта
- Шахматный клуб "Ход конем"
Рекомендуем посмотреть
Шахматный клуб "Ход конем"
Данная рабочая программа направлена на развитие интеллекта личности
ребенка школьного возраста, обучение детей основам шахматной и шашечной
игры, способствующей в большей степени развитию всех психических
процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию
воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств
личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в
принятии решения.
Поскольку в школьном возрасте ведущей деятельностью, создающей
наиболее благоприятные условия для психологического и личностного
развития ребенка, является игра, программа предусматривает использование в
процессе обучения развивающих игр. Однако игровые приемы являются в
данном случае не самоцелью, а служат лишь инструментом для формирования
на занятиях ситуации коллективной познавательной деятельности, позволяют
создать обстановку непринужденности, когда желание научиться чему бы то
ни было возникает у ребенка естественно, как бы само собой. Программа
построена таким образом, чтобы это желание постепенно переросло в
устойчивый интерес.
преподаватели
Арданов Эрдэм Игорьевич
Содержание программы
Краткая история шашек
Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста.
Шахматная доска и фигуры
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.
Ходы и взятие фигур
Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Цель и результат шашечной партии
Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
Шашечный турнир
Показательные выступления опытных спортсменов.
Подведение итогов года
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов.
Модуль «Шахматы»
Основы дебюта
Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против «повторюшки-хрюшки». Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов». Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Основы миттельшпиля
Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.
Цели программы
Цель: обучение школьников принципам шахматной и шашечной игры,
воспитание у них интереса и любви к игре в шахматы и шашки и подготовка
воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для
личностного и интеллектуального развития старших школьников,
формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
популяризация шахматной и шашечной игры среди детей образовательного учреждения;
организация здорового досуга;
подготовка детей, владеющих элементарными основами шахматной и
шашечной игры;
развитие логического мышления и способности к самостоятельному
принятию решений;
развитие природных задатков, творческих и специальных
способностей детей.
Результат программы
По итогам изучения модуля «Шашки» предполагаются следующие результаты:
Результаты первого уровня – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни:
Приобретение школьниками знаний:
о правилах конструктивной групповой работы;
об основах организации коллективной творческой деятельности;
о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
о логике и правилах проведения научного исследования;
о шашечных терминах;
об ориентировании на шахматной доске;
о ценности шашечных фигур;
о принципах игры;
об основных тактических приемах.
Результаты второго уровня – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:
Развитие ценностных отношений школьника
к собственному труду и труду других людей,
к знаниям;
к культуре;
к ценности шашечных фигур.
Результаты третьего уровня – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия:
Школьник приобретает:
опыт исследовательской деятельности;
опыт публичного выступления по проблемным вопросам;
опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
опыт управления другими людьми и взятии на себя ответственности за других людей.
По итогам изучения модуля «Шахматы» предполагаются следующие результаты:
Результаты первого уровня – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни :
Приобретение школьниками знаний:
о правилах конструктивной групповой работы;
об основах организации коллективной творческой деятельности;
о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
о логике и правилах проведения научного исследования;
о шахматных терминах;
об ориентировании на шахматной доске;
о ценности шахматных фигур;
о принципах игры ;
об основных тактических приемах.
Результаты второго уровня – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:
Развитие ценностных отношений школьника
к собственному труду и труду других людей,
к знаниям;
к культуре;
к ценности шахматных фигур.
Материально-техническая база
Кабинет
Шахматы
Шашки