Шахматный клуб "Ход конем"

Данная рабочая программа направлена на развитие интеллекта личности
ребенка школьного возраста, обучение детей основам шахматной и шашечной
игры, способствующей в большей степени развитию всех психических
процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию
воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств
личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в
принятии решения.
Поскольку в школьном возрасте ведущей деятельностью, создающей
наиболее благоприятные условия для психологического и личностного
развития ребенка, является игра, программа предусматривает использование в
процессе обучения развивающих игр. Однако игровые приемы являются в
данном случае не самоцелью, а служат лишь инструментом для формирования
на занятиях ситуации коллективной познавательной деятельности, позволяют
создать обстановку непринужденности, когда желание научиться чему бы то
ни было возникает у ребенка естественно, как бы само собой. Программа
построена таким образом, чтобы это желание постепенно переросло в
устойчивый интерес.

преподаватели

Арданов Эрдэм Игорьевич

Содержание программы

Краткая история шашек 

Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста.

Шахматная доска и фигуры 

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.

Ходы и взятие фигур

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Цель и результат шашечной партии 

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

Шашечный турнир 

Показательные выступления опытных спортсменов.

Подведение итогов года 

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов.

 
Модуль «Шахматы» 

Основы дебюта

Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против «повторюшки-хрюшки». Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов». Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Основы миттельшпиля 

Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.

Цели программы

Цель: обучение школьников принципам шахматной и шашечной игры,
воспитание у них интереса и любви к игре в шахматы и шашки и подготовка
воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для
личностного и интеллектуального развития старших школьников,
формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
 

Задачи:

популяризация шахматной и шашечной игры среди детей образовательного учреждения;
организация здорового досуга;
подготовка детей, владеющих элементарными основами шахматной и
шашечной игры;
 развитие логического мышления и способности к самостоятельному
принятию решений;
развитие природных задатков, творческих и специальных
способностей детей.

Результат программы

По итогам изучения модуля «Шашки» предполагаются следующие результаты:

Результаты первого уровня – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни:

Приобретение школьниками знаний:

о правилах конструктивной групповой работы;
об основах организации коллективной творческой деятельности;
о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
о логике и правилах проведения научного исследования;
о шашечных терминах;
об ориентировании на шахматной доске;
о ценности шашечных фигур;
о принципах игры;
об основных тактических приемах.
Результаты второго уровня – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:

Развитие ценностных отношений школьника

к собственному труду и труду других людей,
к знаниям;
к культуре;
к ценности шашечных фигур.
Результаты третьего уровня – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия:

Школьник приобретает:

опыт исследовательской деятельности;
опыт публичного выступления по проблемным вопросам;
опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
опыт управления другими людьми и взятии на себя ответственности за других людей.
По итогам изучения модуля «Шахматы» предполагаются следующие результаты:

Результаты первого уровня – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни :

Приобретение школьниками знаний:

о правилах конструктивной групповой работы;
об основах организации коллективной творческой деятельности;
о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
о логике и правилах проведения научного исследования;
о шахматных терминах;
об ориентировании на шахматной доске;
о ценности шахматных фигур;
о принципах игры ;
об основных тактических приемах.
Результаты второго уровня – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:

Развитие ценностных отношений школьника

к собственному труду и труду других людей,
к знаниям;
к культуре;
к ценности шахматных фигур.

Материально-техническая база

Кабинет

Шахматы

Шашки