Литературный клуб

В связи с отдалением современных детей от чтения книг и с возникающими отсюда проблемами (оскудение словарного запаса современных школьников, неумение связывать отдельные единицы речи в текст, неумение грамотно и связно выражать свои мысли и, как следствие, боязнь говорить на аудиторию (класс), уход в себя, замкнутость, сложности в общении), большое значение приобрела проблема развития речи у детей, чему и будут способствовать лингвистические, речевые, интонационные практикумы, предусмотренные программой данного курса.

преподаватели

Андреева Ксения Сергеевна

Содержание программы

1.Вводное занятие. Ознакомление с целями и задачами кружка.   Книги, прочитанные летом.

2.Развитие навыков выразительного чтения.  Час поэзии.  Знакомство с различными поэтическими произведениями. Учимся понимать автора, чувствовать настроение лирического героя.

3.Стихи о родине. Стихи о родной природе. Выразительное чтение любимых стихотворений.  Знакомство с лирическими произведениями, посвященными природе Ленинградской области

4.Народная мудрость. Книги-сборники. Ознакомление с устным народным творчеством. Знакомство с понятием УНТ. Чтение произведений УНТ.

5.Сочинение частушек, стихотворений о школе ко Дню Учителя.  Развитие творческих способностей учащихся. Знакомство с ритмом, рифмой.

Выразительное чтение стихотворений собственного сочинения.

6.Сказки (волшебные, о животных, бытовые).

Сказки народов мира. Общее представление о своеобразии сказок.  Знакомство с литературным термином «сказка». Жанры народных сказок. 

7.Выборочное чтение сказок народов Азии, Европы, Африки.

Чтение сказок и мифов народов Америки, Австралии, народов Океании.  Знакомство со сказками разных народов мира.  Обсуждение понравившихся произведений.

8.Теоретические основы инсценировки.

Инсценировки русских народных сказок. Творческая работа над понравившимися произведениями.

9.Конкурс на лучшую иллюстрацию к русской народной сказке. Творческая работа. Рисуем иллюстрацию к любимой сказке.

12.Художественное чтение и инсценировка басен И.А.Крылова. Чтение по ролям ранее не изученных произведений И.А.Крылова.

11.По страницам книг А.П. Гайдара. Обзор его произведений. Знакомство с творчеством знаменитого русского писателя А.П. Гайдая. «Тимур и его команда» - отрывки. «Чук и Гек» - отрывки.

12.Знакомство с произведением А.Куприна «Чудесный доктор».

Викторина по рассказу А.Куприна «Чудесный доктор» Чтение и комплексный  анализ  произведения.

13.Знакомство с юмористическими произведениями А.П. Чехова. «Своя игра» по юмористическим рассказам А.П.Чехова. «Злоумышленники», «Дама с собачкой»,»Кащтанка», «В Париж!» и т.д.

14.«Юные поэты» - сочинение стихотворений.

Конкурс поэтов «Стихи я маме посвящаю…» Творческая работа. Проба пера.

15.Стихи о временах года. Выразительное чтение стихотворений о зиме. А. Пушкин «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Какая ночь..», «Волшебница-зима»;  С. Есенин «Пороша», «Поет зима, аукает», «Метель», «Эх вы, сани…»; Ф.Тютчев «Декабрьское утро», «Листья», «Чародейкою Зимою…» ; А.Фет «Мам, глянь-ка из окошка…», «Снег да снежные узоры», «На двойном стекле узоры»; Н.Некрасов «Снежок», «Мороз - воевода», «Мужичок с ноготок».

16.С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Слушаем актёрское чтение. 

17.Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством». Знакомимся с экранизацией произведения. Ищем отличия книги от фильма.

18.Выпуск стенгазеты «Времена года» . Творческая работа.

19«Красна речь пословицей» - конкурсная игра.УНТ. Конкурс загадок, частушек.

20.Литературная игра «Что? Где? Когда?

21.Конкурс на лучшую иллюстрацию к русской народной сказке.

22.Выпуск стенгазеты «УНТ»

23.Рассказывание как вид декламации. Рассказывание народных сказок. Пересказ любимых сказок. Инсценировка любимых сказок.

24А.А.Фет, А.Блок, С. Есенин, Н.А. Некрасов… Учимся читать выразительно любимые произведения о природе.

25.«Времена года» - поэтическое лото по произведениям русских поэтов 19 века. Викторина на знание произведений и их авторов.

26.«Два светила русской поэзии» (о творчестве М.Ю.Лермонтова и А.С. Пушкина). Просмотр фильма «Лермонтов»

27.«Два светила русской поэзии» (о творчестве М.Ю. Лермонтова и А.СПушкина). Просмотр фильма «Последняя дуэль»

28.Детские газеты и журналы. Печать пробного детского журнала.

29.Музыкальная игра «Угадай мелодию» из детских песен.

30.Игра «Поле чудес» по произведениям детских авторов. Вспоминаем произведения , написанные для детей. Урок-игра.

31.Выпуск стенгазеты «ВОВ в моей семье»

32.Великая Отечественная война в литературе.  Знакомство с детскими произведениями о ВОВ. Станислав Олефир, “Когда я был маленьким, у нас была война”; Элла Фонякова, “Хлеб той зимы”; Геннадий Черкашин, “Кукла”; Петер ван Гестел, “Зима, когда я вырос”; Юрий Герман, “Вот как это было” Чтение отрывков  из произведений.

33.Конкурс чтецов. Стихотворения о ВОВ

34.Иллюстрации к любимым произведениям. Составление кроссворда по любимым произведениям.

35.Подготовка сценария итоговой концертной программы.

36.Итоговая конференция. Презентация понравившегося произведения , изученного на курсе «Литературный клуб»

Цели программы

Выявление, изучение и развитие творческих способностей школьника.

Привлечение внимания к созидательной деятельности человека.

Через знакомство с аспектами поэтического мастерства научиться  создавать собственные произведения  заданной тематики: стихи, малую прозу, опираясь на знания теории литературы.

 Анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов, научиться их интерпретации.

Учиться принципам общения, становясь людьми коммуникабельными, компетентными в области стихосложения, творческими личностями.

Развить у детей чувства прекрасного; умение видеть картины природы, нарисованные мастерами поэтического слова и иллюстрировать эти картины устно и на бумаге.

Обучить учащихся выразительному чтению стихотворений, рисующих картины родной природы; знакомить учащихся с мастерством художественного слова.

Иллюстрировать поэтические произведения, чувствуя настроение, переданное поэтом.

 Выразительно читать стихотворения, правильно интонируя их.

Результат программы

Рост познавательной  и творческой активности учащихся;

Увеличение числа школьников, занимающихся творческой, исследовательской работой.

Формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;

Развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления учащихся;

Повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области литературы, культурологии, эстетики.

Особые условия проведения

Обучение по программе осуществляется для всех желающих детей в возрасте от 7 до 8 лет.

Материально-техническая база

кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами в

количестве - 15 штук;

стол педагога - 1 штука;

компьютер;

сборники произведений по плану;

цветные карандаши, ватман;

тетрадь в клетку 18 листов – 1шт.