Вдумчивое чтение

Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Вдумчивое чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» Базисного учебного плана и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.

преподаватели

Саплина Елена Ивановна

Содержание программы

Содержание программы «Вдумчивое чтение» разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе, рекомендованных Министерством образования РФ. Были проанализированы учебные пособия по чтению в традиционных педагогических системах: «Школа России» (программа «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В Головановой и учебники «Родная речь»); «Школа 2100» (программа Р.Н. и Е.В. Бунеевых «Чтение и начальное литературное образование» и учебники «Маленькая дверь в большой мир»); «Гармония» (программа О.В. Кубасовой и учебники «Любимые страницы»); «Школа ХХI века» (программа Л.А. Ефросининой и учебники «Литературное чтение»); «Планета знаний» (программа Э.Э. Кац и учебники «Литературное чтение»); РО в системе Л.В. Занкова (программа В.Ю. Свиридовой «Литература» и учебник «Литературное чтение»).

Содержание программы определяет художественно-эстетический подход. К изучению предлагаются произведения, вошедшие в золотой фонд мировой детской литературы, а также произведения современных русских и зарубежных авторов. В круг внеклассного чтения младших школьников включены классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника, в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы. Активно включена в программу региональная «уральская» литература (произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка, П.П. Бажова, В.П. Астафьева, С.Г. Георгиева, Л.И. Давыдычева, В.П. Крапивина). При этом программа предусматривает возможность варьирования материала.

Цели программы

«Вдумчивое чтение» – возрождение системы занятий по досуговому чтению, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях в школе в условиях как основного, так и дополнительного образования.

Результат программы

Личностные результаты:

1)      Воспитание художественно-эстетического вкуса, читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений художественной литературы.

2)      Развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.

3)      Осознание значимости чтения для личного развития, для формирования представлений об окружающем мире, понятий о добре и зле, дружбе.

4)      Развитие умения сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Метапредметные результаты:

1)      Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2)      Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3)      Использование знаково-символических средств представления информации.

4)      Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5)      Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждения.

6)      Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Приобретение первичных навыков работы с информацией:

1)      Овладение осознанным чтением текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.

2)      Использование таких видов чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое.

3)      Освоение умения ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

4)      Освоение умения составлять список используемой литературы и других информационных источников (при выполнении исследовательских проектов).

5)      Совершенствование умения определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст.

6)      Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с задачами коммуникации.

7)      Приобретение умения участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного.

8)      Совершенствование умения высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.

9)      Совершенствование умения составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу.

Предметные результаты:

1)      Повышение читательской компетентности обучающихся: совершенствование техники чтения, элементарных приемов анализа художественных текстов, знаний основных элементов книги, культуры чтения.

2)      Формирование внутренней мотивации чтения (Читаю для себя, читаю потому что интересно).

3)      Рост читательской активности обучающихся: активное участие школьников в литературных олимпиадах, проектах, конкурсах, праздниках разного уровня (Читательское портфолио).

4)      Расширение читательского кругозора младших школьников (на основании сопоставления результатов читательских анкет в начале и в конце учебного года).

5)      Увеличение читательской самостоятельности обучающихся: вовлеченность детей в организацию книжных выставок, в систему библиотечного обслуживания школы, района, города, в расширение домашних библиотек, культурного досуга детей (посещение театров, кино, экскурсий).

6)      Повышения читательской самооценки и удовлетворенности результатами внеурочной деятельности (на основании сопоставления результатов читательских анкет в начале и в конце учебного года).

7)      Развитие литературно-творческих способностей, умения создавать свой текст на основе художественного произведения, на основе личного опыта.

Особые условия проведения

Универсальные учебные действия:


Личностными результатами кружка являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

 

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.


Метапредметными результатами кружка  является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на занятиях кружка с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на занятиях;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условныхобозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами кружка  является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

размышлять о характере и поступках героя;

относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Материально-техническая база

кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами в

количестве - 15 штук;

стол педагога - 1 штука;

компьютер;

сборники произведений по плану;

цветные карандаши, ватман;

тетрадь в клетку 18 листов – 1шт.