Геометрия вокруг нас

Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание факультатива «Геометрия вокруг нас» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

преподаватели

Пудовкина Валентина Николаевна

Содержание программы

Содержание курса «Геометрия вокруг нас» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

При первоначальном введении основных геометрических понятий (точка, линия, плоскость) используются нестандартные способы: создание наглядного образа с помощью рисунка на известном детям материале, сказочного сюжета с использованием сказочных персонажей, выполнение несложных на первых порах практических работ, приводящих к интересному результату. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур и выявления их основных свойств, отыскание введённых геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий. Для выполнения заданий такого характера используются счётные палочки, листы бумаги и картона, пластилин, мягкая проволока и др. Дети знакомятся и учатся работать с основными инструментами: линейка, угольник, циркуль, ножницы и др.

Так, после введения одной из важнейших линейных геометрических фигур – отрезка – предусмотрена целая серия специальных заданий на конструирование из отрезков одинаковой и разной длины различных линейных, плоскостных и пространственных объектов. Первые задания направлены на выявление равных и неравных отрезков, на умение расположить их в порядке увеличения или уменьшения. Далее отрезки используются для изготовления силуэтов различных объектов, в том числе и каркасов геометрических фигур, как на плоскости так и в пространстве. Задания предполагают доконструирование, переконструирование различных силуэтных объектов. При этом переконструирование проводится: с сохранением числа использованных отрезков, но с изменением положения определённого условием числа отрезков; с изменением (увеличением, уменьшением) их числа (игра “Волшебные палочки”). В последнем случае предполагается обязательная фиксация (запись в числовом виде) проведённого действия. В практике выполнения заданий такого характера дети, проводя арифметические операции, отсчитывая нужное число палочек, увеличивая или уменьшая их число, не только используют изученные свойства геометрических фигур, но и выявляют их новые свойства. Сначала выкладывают силуэты плоскостных объектов и фигур (модели цифр, букв, различных многоугольников). Но постепенно уровень трудностей заданий растёт, и дети подводятся к возможности использования линейных элементов (в частности, отрезков) для изготовления каркасов пространственных фигур и самостоятельно изготавливают модели правильной треугольной пирамиды, призмы, куба, используя для соединения ребёр в вершинах маленькие шарики из пластилина.

Цели программы

Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

обучение деятельности – умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда;
формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
формирование картины мира.

Результат программы

Личностные результаты

1) Развитие любознательности, сообразительности при

выполнении разнообразных заданий проблемного и

эвристического характера.

2) Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности,

умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в

практической деятельности любого человека.

3) Воспитание чувства справедливости, ответственности.

4) Развитие самостоятельности суждений, независимости и

нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

1) Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх»,

«вниз».

2) Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

3) Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

4) Анализировать расположение деталей (треугольников, уголков,

спичек) в исходной конструкции.

5) Составлять фигуры из частей. Определять место заданной

детали в конструкции.

6) Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять

детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

7) Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый)

результат с заданным условием.

8) Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия

при заданном условии.

9) Анализировать предложенные возможные варианты верного

решения.

10) Моделировать объёмные фигуры из различных материалов

(проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

11) Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:

сравнивать построенную конструкцию с образцом.

 


Предметные результаты

1) Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия.

Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

2) Расположение деталей фигуры в исходной конструкции

(треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной

фигуры в конструкции.

3) Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с

заданным контуром конструкции. Поиск нескольких

возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур

по собственному замыслу.

4) Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на

равные по площади части.

5) Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

6) Решение задач, формирующих геометрическую

наблюдательность.

7) Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте.

Составление (вычерчивание) орнамента с использованием

циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

8) Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.

Моделирование из проволоки.

Универсальные учебные действия

1) Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные

способы для выполнения конкретного задания.

2) Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм

решения числового кроссворда; использовать его в ходе

самостоятельной работы.

3) Применять изученные способы учебной работы и приёмы

вычислений для работы с числовыми головоломками.

4) Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с

заданными правилами.

5) Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении

проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и

аргументировать его.

6) Выполнять пробное учебное действие, фиксировать

индивидуальное затруднение в пробном действии.

7) Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать

разные мнения, использовать критерии для обоснования своего

суждения.

8) Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Особые условия проведения

Дети должны различать виды бумаги, разбираться в схемах оригами и выполнять действия, используя порядок действий, предложенных схемой, определять виды геометрических фигур, конструировать по образцу,
по замыслу, проявлять творчество, соблюдать правила культуры труда, порядок на рабочем столе.

Материально-техническая база

Кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами в

количестве - 20 штук;

стол педагога - 1 штука;

компьютер;

цветные карандаши, ватман;

тетрадь в клетку 18 листов – 1шт.