Занимательный русский язык

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку ” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательного русского языка” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

преподаватели

Игумнова Ольга Анатольевна

Содержание программы

1.       
Речь устная и письменная .
1
Дать представление о том, зачем нужна речь, что такое устная и письменная речь
 
 
2.       
Что такое слово .
1
Дать представление о слове.

Познакомить с ребусом
 
 
3.       
В мире звуков .
1
Уточнить представление о звуках.

Дать понятия: «фонетика», «фонема», «фонетический слух»
 
 
4.       
Игротека .
1
Формулировать смысловое значение слова. Дать понятие «рифма»
 
 
5.       
Звуки и буквы- не одно и тоже .
1
Уточнить о различиях между звуками и буквами
 
 
6.       
Что такое метаграммы .
1
Познакомить с метаграммами.

Учить разгадывать метаграммы
 
 
7.       
Жили-были гласные и согласные .
1
Уточнить представление о гласных звуках и буквах от согласных. Учить определять в слове гласные и согласные буквы
 
 
8.       
Игротека .
1
Повторять звуки и буквы.

Разгадывать метаграммы
 
 
9.       
Волшебник Ударение .
1
Познакомить с ролью ударения в слове.

Дать понятие «омограф»
 
 
10.   
Такие разные согласные.
1
Формировать умение отличать твердые согласные от мягких
 
 
11.   
Такие разные согласные .
1
Формировать умение отличать парные и непарные звонкие согласные от глухих согласных
 
 
12.   
Игротека .
1
Учить искать омографы в предложениях.

Определять ударный слог в слове. Упражняться в различии гласных и согласных, согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости. Решать метограммы. Рифмовать слова
 
 
13.   
Русские народные загадки .
1
Познакомить с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделять свойства и признаки загаданного предмета
 
 
14.   
Зачем шипят шипящие .
1
Уточнять знания о шипящих согласных.
 
 
15.   
Познакомьтесь: алфавит! 
1
Познакомить с понятием «пантомима»

Обобщить знания учащихся об алфавите.

Упражняться в правильном назывании букв и звуков
 
 
16.   
Игротека .
1
Разгадывать русские народные загадки. Упражняться в произнесении скороговорок. Записывать слова в алфавитном порядке
 
 
17.   
Привет, пословица!
1
Упражняться в выявлении скрытого смысла пословицы
 
 
18.   
Поговорим о предложении .
1
Познакомиться с разновидностями предложений по цели высказывания. Упражняться в умении различать данные предложения, приводить примеры
 
 
19.   
Ещё немного о предложении .
 
Познакомиться с разновидностями предложений по цели интонации. Упражняться в умении произносить данные предложения с соответствующей интонацией
 
 
20.   
Знакомимся с анаграммами .
1
Познакомить с понятием «анаграмма».

 
 
 
21.   
Что такое текст .
1
Упражняться в умении разгадывать анаграммы

Уточнять знания о тексте.

Составлять рассказ по серии картинок, определять тему основную мысль текста
 
 
22.   
Что мы пишем с большой буквы .
1
Изучить правила написания заглавной буквы.

Упражняться в написании заглавной буквы в именах собственных
 
 
23.   
О безударных гласных.
1
Уточнять знания о безударных гласных в корне, требующих проверки. Подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки
 
 
24.   
О парных звонких и глухих согласных .
1
Уточнять знания о правописании парных согласных в словах в словах. Подбирать проверочные слова
 
 
25.   
Слова-приятели .
1
Подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары
 
 
26.   
Слова-неприятели .
1
Познакомиться с понятием «антоним». Подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов
 
 
27.   
Волшебное слова предлог .
1
Познакомить с предлогами. Подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом
 
 
28.   
Что за зверь такой-фразеологизм .
1
Познакомить с фразеологизмами и их значением. Подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом
 
 
29.   
Игротека .
1
Познакомить с понятием «омоним». Различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения
 
 
30.   
Учимся различать слова разных частей речи. Итоговое занятие.
1
Различать слова разных частей речи
 

Цели программы

Расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Результат программы

Личностные результаты

1.        Осознавать роль языка и речи в жизни людей.

2.        Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

3.        Уметь осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.

4.        Чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

5.        Высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

 

Метапредметные  результаты

Регулятивные УУД:

1.        Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.  

2.        Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

3.        Работать по плану, сверяя свои действия с целью, уметь корректировать свою деятельность.

4.        В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 

 

Познавательные УУД:

1.        Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).

2.        Пользоваться словарями, справочниками.

3.        Устанавливать причинно-следственные связи.

4.        Осуществлять анализ и синтез.

5.        Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

 

 

Коммуникативные УУД:

1.        Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

2.        Слушать и слышать других, уметь  принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3.        Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4.        Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Особые условия проведения

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.

Буквы русского алфавита

Родственные  слова.                                                                                                   Антонимы, многозначные слова.                                                                              Системные связи слов.

 

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.

Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги.                                                                                                Подбирать родственные слова.

Объединять слова в группы.

Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.

Материально-техническая база

Кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами в

количестве - 20 штук;

стол педагога - 1 штука;

компьютер;

сборники произведений по плану;

цветные карандаши, ватман;

тетрадь в клетку 18 листов – 1шт.