«Юные друзья химии» с.Кудара-Сомон

Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в начальных классах. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми и даже отдельными химическими элементами. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками по химии.

Естественно-научная база школьников постоянно пополняется новыми фактами вещественного мира при участии средств массовой информации, книг, школьных предметов и другими способами. С целью формирования основ химического мировоззрения составлена рабочая программа кружка дополнительного образования «Юные друзья химии». 

Программа основывается на уже имеющихся у семиклассников знаниях по естественно-научным дисциплинам: физике, географии, биологии. Пропедевтический курс содержит материал, который знакомит учащихся с химией как с наукой.

преподаватели

Демидова Юлия Георгиевна,

педагог дополнительного образования

Содержание программы

Раздел 1. Введение.

Знакомство с основными понятиями химии. Атом. Молекула. Химический элемент, его обозначение. Вещества, их формулы, свойства веществ, простые и сложные вещества. Химический состав веществ. Тело.

Раздел 2.Техника лабораторных работ. Техника безопасности.

Ознакомление с правилами работы в лаборатории. Оказание первой помощи при несчастных случаях. Знакомство с химическими реактивами, предметами лабораторного оборудования.

Ведение лабораторного журнала.

Практическая работа № 1:

Знакомство с техникой выполнения общих практических операций: наливание, насыпание и перемешивание веществ, растворение твёрдых веществ в воде, нагревание.

Раздел 3. Вода в природе.

Вода во вселенной. Роль воды в природе и технике. Происхождение воды на Земле. Водные богатства края.Источники загрязнения природной воды. Способы очистки воды (физические, химические и биологические). Охрана водоёмов и водных источников своего края.Свойства воды: физические, химические. Вода как оксид.Вода как растворитель. Минеральные природные воды и минеральные источники. Знакомство с индикаторами.Кислоты. Их свойства.

Практическая работа № 2:

Очистка речной воды от взвешенных частиц отстаиванием и фильтрованием, перегонка воды.Практическая работа № 3:

Приготовление водных растворов удобрений для подкормки растений в кабинете биологии.

Практическая работа № 4:

Работа с индикаторами. Приготовление природных индикаторов.

Опыт № 1 (для домашнего выполнения): Опыты с пищевым уксусом.

Раздел 4. Химия почвы.

Почва - источник пищи для растений. Механический и химический состав почвы. Свойства почвы (воздушные и водные). Химико-биологические процессы, происходящие в почве.Кислые и щелочные почвы. Основания.Плодородие почвы и регулирование его человеком. Охрана почв.

Практическая работа № 5:Определение кислотности почвы.

Раздел 5. В мире камня.

Науки о камне - геохимия, петрография и минералогия. Основатели геохимии и минералогии.

Соли: хлориды, сульфаты, сульфиды.Минералы и горные породы, их образование на Земле. Физические свойства минералов. Химический состав и химические свойства минералов. Классификация минералов по химическому составу.Карстовые явления. Карбонаты и гидрокарбонаты.Кристаллы и их выращивание. Кристаллы - гиганты. Метеориты.Драгоценные и технические камни и их химический состав. Камень на службе человека.

Практическая работа № 6:Изучение свойств яичной скорлупы, пищевой соды.

Практическая работа №7:Изучение коллекций минералов и горных пород.

Определение минералов и горных пород по внешним признакам и физическим свойствам.

Изучение свойств некоторых минералов.

Опыт № 2 (для домашнего выполнения): Выращивание кристаллов.

Раздел 6. Воздух и жизнь на Земле.

Состав воздуха. Кислород и азот - простые вещества. История открытия кислорода и определения состава воздуха. Кислород и его роль в природе и технике. Свойства кислорода. Озон.Инертные газы и их использование.Охрана воздуха от загрязнения.Кислотные дожди.

Демонстрационные опыты № 1:

Получение кислорода в лаборатории. Горение веществ в кислороде. Получение оксидов.

Демонстрация презентации «Городу - чистый воздух».

Раздел 7. Химия в быту.

Виды бытовых химикатов. Мыло и моющие средства. Соли и щелочи в составе моющих средств.  Химчистка на дому.Жесткость воды. Умягчение воды.Химия и приготовление пищи.Химия и одежда. Волокно под увеличительным стеклом.

Практическая работа № 8:

Изучение текстильных волокон по коллекции. Простейшие способы определения типа волокна.

Практическая работа № 9: Удаление пятен.

Опыт № 3 (для домашнего выполнения): Удаление накипи с эмалированной посуды и предотвращение её образования.

Цели программы

Цель – познакомить учащихся с химической наукой и вооружить учащихся знаниями о безопасных и опасных веществах, окружающих их в быту, тем самым сформировав химическое мировоззрение.

Материально-техническая база

Требования к помещению для занятий: выполнение санитарно-гигиенических норм; наличие мультимедийного оборудования, вытяжного шкафа, демонстрационного стола и прочего химического оборудования; наличие необходимых реактивов; исправность работы водоснабжения и водоотведения; наличие соответствующего комплекта мебели для кабинета химии.

Средства обучения и воспитания:

-                   дидактические материалы по соответствующим темам;

-                   модели молекул и кристаллических решёток;

-                   учебные плакаты;

-                   таблица «Периодическая система химических элементов»;

-                   таблица «Растворимость солей, кислот и оснований»;

-                   мультимедийное оборудование;

-                   доступ к интернет-сети;

-                   демонстрационные приборы и оборудование по химии;

-                   наборы для практических работ по химии;

-                   химическая посуда.