ЮИДД

Программа курса «Юные инспектора движения» предназначена для учащихся 2-4 классов и составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» на основании постановления Правительства РФ; а также приказа Главного Управления ВД МВД России по Челябинской области от 20 декабря 2012 года № 829/01-3470. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. 

Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

     Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.

     Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети.  Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.

      Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся школьники.

Программа направлена на реализацию умения, относящегося к  культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.

преподаватели

Рымарева Л.Н.

Содержание программы

 

Содержание программы

1 год обучения

1.Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении отрядов ЮИД. Знакомство с задачами отряда.

2. ПДД.

2.1. Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения.

2.2. Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя, пешехода, пассажира.

2. 3. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков:  предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации.

2.4. Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода.

2.5. Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора.

2.6. Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет.

2.7. Регулируемый перекрёсток.

Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей.

2.8. Нерегулируемый перекрёсток.

Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями.

2.9. Правила движения велосипедиста, мопедиста. Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части.

2.10. Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте. Правила перевозки грузов и маневрирования. Технические требования к велосипеду.

2.11. Движение группы пешеходов и велосипедистов. Различие движения колонн пешеходов и групп детей. Действия руководителя группы. Переход дороги колонной пешеходов и группой детей. Правила движения велосипедистов группами, действия руководителя группы (колонны). Проезд нерегулируемого перекрёстка группой велосипедистов.

2.12. Устройство велосипеда. Основные узлы; значение каждой детали оборудования. Обратить внимание на действие руля и тормозов. Уход за велосипедом: очистка, плавность хода, контролирование шин. Выверка центровки колёс. Натяжение цепи и спиц. Смазка велосипеда, промывание вращающихся деталей. Устранение зазоров.

2.13. Фигурное вождение велосипеда. Правила выполнения упражнений: «восьмёрка», перевоз предмета, коридор из коротких (длинных) досок; слалом с одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии.

2. 14. Дорожная разметка. Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. Её значение для регулирования движения транспорта и пешеходов. Пользование разметкой, ориентирование в движении.

2.15. Правила пользования транспортом. Пользование общественным транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания. Пользование собственным легковым автомобилем или такси.

2.16. На железной дороге. Обучение пользованию железнодорожными переходами. Оборудование железнодорожных переездов. Правила перехода и переезда через железнодорожные пути.

2.17. Движение по загородной дороге. Дать важные сведения о сельском транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте); изучить дополнительные требования к движению гужевых повозок и погону животных.

2. 18. Дорожные «ловушки». Знание правил безопасного перехода через дорогу. Умение видеть на дороге опасные ситуации- «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части.

 

Цели программы

      Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся школьники.

Результат программы

Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

·         оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;

·         объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

·         в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как  поступить;

·         осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

·         определять цель деятельности;

·         учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

·         устанавливать причинно-следственные связи;

·         вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

·         навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные УУД:

·         добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

·         перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД:

·         оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

·         высказывать и обосновывать свою точку зрения;

·         слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

·         договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

·         задавать вопросы

Выполнение задач стоящих перед программой позволит:

1.    Сокращение количества ДТП с участием обучающихся .

2.    Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИД

3.    Повышение уровня теоретических знаний по ПДД (100 % выполнение программных требований).

4.    Освещение результатов деятельности в школьных СМИ ( школьная газета).

5.    Разработать методические рекомендации для классных руководителей по вопросам профилактики детского дорожно – транспортного травматизма;

6.    Внедрить новые инновационные технологии профилактики детского дорожно – транспортного травматизма;

7.    Расширить знания учащихся  об истории правил дорожного движения;

8.    Повысить дорожную грамотность учащихся;

9.    Сформировать мотивационно – поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой;

10.  Повысить ответственность детей за свое поведение на дороге.

Особые условия проведения

Основные принципы реализации программы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника  на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.

Материально-техническая база

МАОУ СОШ №46