- Главная
- Направления
- Физкультурно-спортивная
- Игровые виды спорта
- Программа по баскетболу для 9-11классов
Программа по баскетболу для 9-11классов
В настоящее время баскетбол, как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене. Тем не менее проблемы подготовки спортивных резервов по баскетболу существуют. Речь идет в первую очередь о повышении класса массового баскетбола в обычных общеобразовательных и спортивных школах, так как именно в этой среде рождаются таланты, воспитывается резерв сборных команд страны. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.
Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации. Тем не менее, в осуществлении такой работы необходимо ориентироваться на единство всех форм системы физического воспитания школьников: урок физической культуры, мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники
преподаватели
Кулаков Данил Аркадьевич
Содержание программы
Содержание разделов и тем курса
1.Физическая культура и спорт в России.
Коллектив физической культуры- основное звено физкультурного движения. Организация, задачи и содержание работы коллективов физкультуры.
2. Краткий обзор развития баскетбола в России.
История развития.
3. Сведения о строении и функциях организма человека.
Основные сведения о сердечно- сосудистой системе человека и ее функциях. Дыхание и газообмен. Значение дыхания для жизнедеятельности организма.
4. Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий баскетболом.
5. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.
Общие гигиенические требования к занимающимся баскетболом с учетом его специфических особенностей Режим дня и питание с учетом занятий спорта..
6. Правила игры в баскетбол.
Права и обязанности игроков. Костюм игроков. Правила игры. Основы судейской терминологии.
7. Место занятий и инвентарь.
Инвентарь для игры в баскетбол. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий.
8. Общая и специальная физическая подготовка.
Значение ОФП для развития спортсмена. Характеристика основных средств и их значение для достижения высокого спортивного технического мастерства. Практические занятия. Парные и групповые упражнения: с сопротивлением, с перетягиванием. Упражнения на гимнастических снарядах: висы, подтягивание, смешанные висы и упоры, обороты и соскоки.
Бег. Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках до 15 метров. Бег со сменой направлений по зрительному сигналу. Старты из различных исходных положений. Пробегание отрезков 40м, 60 м.Кросс.
Прыжки. Опорные и простые прыжки с мостика или трамплина. Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Метание мяча в движущуюся цель с места и в движении.
Подвижные игры: «Салки спиной к щиту», «Вызов номеров», «Бегуны», «Кто сильнее».
Плавание. Проплывание дистанции 25 м. с учетом времени.
Лыжи. Ходьба без учета времени (классика). Прогулки на лыжах. Коньки. Бег на коньках.
9-10. Основы техники и тактики игры.
Характеристика основных приемов техники перемещения, ловля, передача, ведение, броски. Значение тактической подготовки для роста спортивного мастерства. Понятие о тактике. Связь техники и тактики. Индивидуальные и групповые тактические действия. Практические занятия. На втором году обучения продолжается изучение материала, представленного в предыдущем году. Ниже проводится новый материал, с которым необходимо ознакомить учащихся в данном году обучения технике нападения. Техника передвижения. Прыжки толчком двух ног. Прыжки толчком одной ноги. Техника владения мячом. Ловля катящегося мяча. Передача мяча двумя руками снизу, двумя руками с отскоком от пола. Броски мяча с места одной рукой от плеча, одной рукой сверху. Ведение мяча с изменением скорости передвижения, с изменением высоты отскока с переводом мяча на другую руку, с изменением направления движения с обводкой препятствий.
Техника защиты. Техника овладения мячом. Вырывание мяча. Выбивание мяча. Перехват мяча. Тактика нападения. Индивидуальные действия: выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча; выбор способа передачи в зависимости от расстояния: применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Групповые действия. Организация командных действий с использованием изученных групповых взаимодействий. Тактика защиты. Индивидуальные действия: применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действия и расположения нападающего; выбор места и способа прохождения мяча: противодействие выходу на свободное место для получения мяча , действие одного защитника против двух нападающих.
Групповые действия. Взаимодействие двух игроков- отступание. Командные действия. Личная система защиты.
11. Контрольные игры и соревнования:
Правила соревнований. Положение о соревнованиях. Расписание игр. Оформление хода и результат соревнований. Практические занятия: сдача норм мониторинга. Соревнования.
12. Установка на игру и разбор ее проведения.
Соблюдение учащимися спортивной этике дисциплины, любовь и преданность своему коллективу.
13. Посещение соревнований.
Посещение спортивных соревнований по баскетболу и другим видам спорта.
Программой предусмотрено 144часа в год .
Распределение учебного времени по реализации видов подготовке в процессе занятий школьной секции по баскетболу для учащихся 13-14 лет представлено в примерном учебно-тематическом плане.
Цели программы
Цель программы:
Формирование физической культуры занимающихся через освоение ими навыков игры в баскетбол.
Задачи:
Обучающие:
-обучение и совершенствование умений и навыков, предусмотренных программой;
-обучение новым двигательным действиям, подготовка к выполнению норм физической подготовленности, а также требований спортивной классификации( по баскетболу);
-приобретение знаний и умений самостоятельно тренироваться с целью индивидуального физического совершенствования;
-формирование спортивно-инструкторских и судейских знаний, умений и навыков;
-приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических сведений по ФКиС.
Воспитательные:
-формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;
-формирование в потребности в занятиях спортом, основ индивидуального здорового образа жизни.
Развивающие:
-расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из раздела «баскетбол»;
-развитие качеств необходимых для игры в баскетбол(быстроты, гибкости, ловкости, координации).
Методы и формы обучения.
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Результат программы
Образовательные результаты по итогам изучения курса
-знание и понимание места физической культуры в общекультурном развитие школьника ;
-знание социально-биологических основ физической культуры;
-знание методов самоконтроля, методики и особенностей занятий при самостоятельных занятиях физическими упражнениями в соответствии с избранной системой физических упражнений;
-воспитание качеств: дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении цели, умение переносить большие нагрузки, умение реально оценивать свои возможности;
- умение применять современные средства и методики формирования здорового стиля жизни, саморегуляции и самоуправления;
-развитие таких качеств, как выносливость, сила, гибкость, координация.
-формирование жизненно важных умений и навыков;
-формирование личностных качеств: умение работать с информацией в соответствии с инструктивными указаниями, стремление к расширению и углублению знаний и умений, умение организовать свою работу, коммуникабельность, исполнительность, дисциплинированность, ответственность, инициативность.
Для учета знаний, умений и навыков в качестве процедуры оценивания результатов используются контрольные испытания, соревнования, товарищеские встречи.
Особые условия проведения
Спортзал. наличие спортивного инвентаря
Материально-техническая база
Спортзал