Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Музыке отводится ведущая роль, а движение рассматривается как проявление эмоций, связанных с музыкальным образом, как средство усвоения музыкальных закономерностей. Несомненно, что такая программа как никому другому нужна детям–инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. Одним из психолого-педагогических ресурсов социальной интеграции и социальной адаптации детей с ОВЗ в сообществе сверстников, развития детско-родительских отношений является дополнительное образование
преподаватели
Утенкова Ирина Владимировна
Содержание программы
Организационное занятие.
Беседа с детьми о целях и задачах занятии танцевального кружка, о правилах поведения на занятиях, о форме одежды, о конкурсах, практический показ. Беседа о правилах поведения в обществе, друг с другом. Беседы: « Танец- это радость»; « Первые танцы».
Раздел 2.
Ритмика
Изучения раздела способствует формированию умения слушать музыку, определять её характер, отражать в движении разнообразные опенки характера музыкальной пьесы. Раздел знакомит с различными видами темпа /медленно, уверенно, быстро/, формирует умение выполнять движения в различных темпах, переключаться из одного темпа в другой, постепенно ускорять или замедлять движение, различать динамические оттенки музыки/ громко, умеренно, тихо/, выполнять движения с различной амплитудой и силой в зависимости от характера музыки. Знакомит с понятиями легато, стаккато в музыке и движении, формирует знания о длительностях/ целые, половинные, четвертные, восьмые/, ритмическом рисунке, сильных и слабых долях, музыкальном размере, такте, строении музыкального произведения. Усвоение материала раздела формирует умение давать полную характеристику музыкального произведения. Задачи: воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, двигаться под музыку.
Тема 1. Характеры музыкальных произведений.
Обратить внимание на характер музыки. -А. Гречанинов «Моя лошадка» -И. Дунаевский «Весёлый ветер» -Б. Асафьев Отрывок из балета «Белая лилия»
Тема 2. Темп в музыке и движении: быстро, умеренно, медленно.
Дети исполняют танцевальный шаг с носка в темпе, заданном преподавателем. Звучит 1.Русская народная песня «По малину в сад пойду» в умеренном темпе.
2. Б.Сметана Полька в быстром темпе.
3. А. Гладковский «Маленькая танцовщица»
Тема 3. Динамические оттенки: громко, умеренно, тихо.
Дети слушают в исполнении аккомпаниатора русскую народную песню «Пойду ль я, выйду ль я», которая звучит громко, умеренно, тихо. Затем детям предлагается исполнить притопы на месте в соответствии с этими динамическими оттенками.
Тема 4. Понятие легато, стаккато в музыке и движении.
Звучит мелодия «Бубенцы» В. Витлина стаккато отрывисто. Детям предлагается попрыгать легко, отрывисто, исполнить бег на месте, в продвижении.
Па мелодию Б. Бартока «Детская пьеса» дети исполняют приседания и 1но /легато/ опускаясь вниз и поднимаясь вверх в исходное положение.
На мелодию «Колыбельная» Р. Гриэра дети убаюкивают куклу.
Тема 5. Длительности: целые, половинные, четвертные, восьмые.
Дети прихлопывают в ладоши длительности: целые, половинные, четвертные, восьмые. Затем в соответствии с этими длительностями исполняют танцевальный шаг с носка, двигаясь по кругу, исполняя бег на восьмые доли.
Тема б. Сильные и слабые доли.
Дети выстраиваются в линию или круг лицом к центру. Упражнения исполняются поочерёдно: первый на сильную долю делает притоп правой ногой рядом с левой, на слабую долю передаёт предмет стоящему справа ученику. Движение повторяет второй, третий и т. д.
Тема7. Ритмический рисунок.
Детям предлагается прохлопать в ладоши, а затем протопать ритмический рисунок.
-два хлопка на1\4 каждый, затем 4 хлопка на 1/8 каждый.
Этот ритмический рисунок можно прохлопать в обратном направлении.
-два хлопка на 2/4 каждый, выделяя сильную долю, два хлопка на 1/4 каждый, 4 хлопка на 1/8 каждый.
Тема 8. Музыкальный размер 2/4, %, 4/4.
Детям предлагается прослушать музыкальные произведения и определить музыкальные размеры.
I.A. Грибоедов «Вальс».
З.А. Гурулев. «Галоп».
3. Марш.
Затем исполнить шаги на полупальцах по кругу в музыкальном размере!. подскоки в музыкальном размере 2/4, марш на месте и в повороте на 90* вправо в музыкальном размере 4/4.
Тема 9. Такт, а такт.
Детям объясняется понятия такт, затакт. Дети слушают музыку и хлопком в ладоши выделяют сильную долю каждого такта. Понятие затакта об вменяется на примере произведения «Конькобежцы» Э. Жув.
Тема 10. Строение музыкального произведения.
Детям объясняются понятия: вступление, части, музыкальная фраза на примере произведения.
Цели программы
Цель:
формирование первоначальных навыков ритмических и танцевальных движений, развитие музыкальных и творческих способностей детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, воспитание самостоятельной, уверенной в своих силах личности посредствам ритмики и танца, укрепление здоровья, социализация детей
Результат программы
· Упражнение выполнено технически правильно, уверенно, без напряжения, в нужном темпе и характере.
· Точное знание терминологии и правил исполнения движений в соответствии с годом обучения;
· Точность, музыкальность и выразительность исполнения танцевальных комбинаций и этюдов;
· Умение работать владение навыками сольного исполнения танцевальных фрагментов;
Средний уровень освоения программы