Химическая экспертиза окружающей среды

В программу данного курса включены вопросы экологии, охраны природы, химической технологии, биохимии. Их рассмотрение во взаимосвязи с химическим содержанием позволит сформулировать у обучающихся представление о роли химии в решении экологических проблем на современном этапе.
Ведущими идеями данного курса являются: Изучая состав, строение и свойства веществ, химия может объяснить, как ведет себя то или иное вещество в окружающей среде, какое воздействие оно оказывает на
биологические системы.
Используя разнообразные методики химико-аналитического контроля состояния объектов окружающей среды, химия позволяет получить информацию, необходимую для последующего принятия решений о предотвращении поступления вредных веществ в контролируемые объекты, очистке этих объектов, способах их защиты и т.д.
Экологизированный курс химии дает возможность раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о «виновности» химии в сложившейся экологической ситуации, привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной
среды, воспитать у них чувство личной ответственности за её сохранение. Для этого предусмотрено проведение практикума, включающего лабораторные работы, демонстрационные опыты, экскурсии, написание исследовательских работ, участие в научно-практических конференциях.

преподаватели

Кузькина Олеся Викторовна

Содержание программы

Содержание программы.
Введение (1час)
Химия и окружающая среда, Мониторинг состояния окружающей среды. Научные основы охраны окружающей среды.
Тема №1. «Химия и экология атмосферы» -4 часа
Структура атмосферы. Состав воздуха. Химические продукты, техногенно попадающие в атмосферу (оксиды углерода, серы, азота). Причины разрушения озонового слоя. Парниковый эффект. Фотохимический смог. Кислотные дожди. Влияние указанных процессов на биосферу и человека. Экологический мониторинг воздуха: определение загрязненности воздуха по снежному покрову; роль транспорта в загрязненности
атмосферы, определение запыленности воздуха методом лихеноиндификации.
Практические работы (с применением оборудования центра «Точка роста»:
1. Мониторинг содержания окиси углерода и кислорода в атмосферном воздухе
2. Мониторинг температуры атмосферного воздуха и относительной влажности воздуха
3. Мониторинг рН проб снега, взятых на территории селитебной зоны
Тема №2. «Химия и экология воды» - 5 часов
Распределение воды на Земле. Водные ресурсы страны. Вода в быту, промышленности, сельском хозяйстве, природе. Меры борьбы с загрязнениями воды. Методы очистки воды. Экологический мониторинг – анализ вод различных источников: определение прозрачности воды, органолептические методы определения запаха воды, определение рН при помощи индикаторов, экспресс методы оценки химического состава воды
(определение содержания ионов железа, сульфат-ионов, хлорид-ионов), микробиологический анализ воды.
Практические работы (с применением оборудования центра «Точка роста»):
1. Мониторинг рН воды открытых водоемов
2. Определение мутности поверхностных и родниковых вод
3. Определение содержания железа в природных водах
4. Микробиологический анализ воды
Темы проектных работ и сообщений учащихся:
 Способы очистки питьевой воды.
 Проект: «Исследование экологического состояния воздуха в с.Кома».
 Проект: «Исследование подземных источников питьевой воды в с.Кома и с.Итанца».
 Проект: «Снег – индикатор чистоты воздуха»

Цели программы

Цель курса – углубление знаний учащихся по химии, повышение интереса к изучению химии; формирование умений и навыков в проведении практических работ, развитие творческих способностей и ориентация на выбор профессий, связанных с химическим производством.