Храни Свои корни!

Программа имеет интегрированный характер. Она составлена на основе имеющегося материала в музее и предполагает дальнейшее изучение жизни, быта, традиций, природы и культуры малой родины и края в целом. В планировании усилен акцент на изучение культурно-исторических факторов, на создание истории своей малой родины, на систематизацию материала о возникновении посёлков на БАМе, о жизни тех, кто выбрал высокую миссию – дарить людям города. Осознавая положительный результат своей деятельности, дети смогут в общении с людьми понять значимость труда, знаний, опыта старшего поколения, осмыслить вечные нравственные ценности.

Наряду с исследованием родного края одной из важных частей является музееведение, направленное на углублённое изучение музейного дела. В процессе музейно-краеведческой деятельности обучающиеся знако­мятся с основами вспомогательных исторических дисциплин, не предусмотренных школьным курсом: нумизматикой, фалеристикой, палеографией, топонимикой, геральдикой,  этнографией. Это окажет определённое влияние на профессиональную ориентацию. Направление «Музейного дела» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к самостоятельному исследовательскому поиску, к овладению методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии. Каждый ученик, прошедший курс музееведения, становится хорошим экскурсоводом, то есть человеком, хорошо обладающим коммуникативными навыками. Это больше всего нравится детям! 

Кроме основной группы в музее проходят обучение учащиеся начальных классов. Для них составлена отдельная программа патриотического воспитания, исходя из общих направлений.

 

 

Педагоги

Хоменко Клара Петровна

Педагог дополнительного образования по совместительству. Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. Заслуженный учитель Республики Бурятия, Почётный работник общего образования Российской Федерации.

Образование – высшее.

Руководитель школьного музея Хоменко К.П. прошла курсовую подготовку в Улан-Удэ по музееведению и музейной педагогике в республиканском детско-юношеском центре «Центр туризма и краеведения» в 2010 году. Тема курсов: «Роль музея в образовательном пространстве».

Содержание программы

Учебный план

I. Музееведение (60)

  1. Вводные занятия. (2).
  2. История музейного дела в России и за рубежом.(4)
  3. Экскурсионная деятельность. (20)
  4. Фондовая работа. (6)
  5. Исследовательская деятельность. (14)
  6. Поисковая работа. (6)
  7. Экспозиционно-выставочная деятельность. (6)

II. Исторические источники (10)

  1. Виды исторических источников.
  2. Музейные профессии.

III.История и культура родного края.

  1. История заселения Северобайкалья.
  2. Летопись моей малой родины.
  3. Быт и культура народов, населяющих малую родину.
  4. Материальная и духовная культура бурятского народа.
  5. Традиции русской народной культуры

IV. Культурно-массовые мероприятия, творческая деятельность, зачетные занятия. (14)

Первый год обучения: всего - 116 часов. Теория - 56, практика - 60.

Второй год обучения - 120 часов.

Цели программы

Цель программы:

  • создание деятельного коллектива единомышленников, знающих и любящих свой край, уважающих славное прошлое народа, умеющих ценить и понимать настоящее;
  • создание условий для развития личности ребёнка и приобщения его к общечеловеческим ценностям.

Результат программы

Ожидаемые результаты:

1) Позитивные изменения духовно-нравственного развития школьников, ориентация их на нормальное ведение образа жизни, переосмысление ценностей: ученик, который будет знать историю своего села, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акт вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.

2)Знание истории, прошлого народа, родного края повышает жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Благодаря приобщению учащихся к национальной культуре и традициям сформируется национальное самосознание, что очень важно в нравственном и интернациональном воспитании.

3)Работа в музее послужит дружбе детей, сплочению вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое и настоящее для будущих потомков, толерантности по отношению к другому народу, сформируется отчётливое представление о неразрывной связи исторических судеб родного края с историей своей страны.

4) Произойдёт сохранение исторического наследия, развитие у учащихся интереса к научно-познавательной деятельности, пополнение знаний учащихся об истории и культуре своего края и всего народа.

5)Учащиеся – активные участники поисковой, исследовательской, пропагандистской работы.

 

Особые условия проведения

Участниками данной программы могут быть любые дети. Не все должны стать хорошими экскурсоводами, так как не все обладают четкой дикцией, хорошей, правильной речью. Обучающиеся могут помогать в оформлении экспозиций, в подготовке выставок, в составлении проектов, в поиске музейных предметов или просто участвовать в играх или разыгрывании ситуаций на основе музейных экспонатов ("Бабушкин сундук", "В русской избе").

 

Материально-техническая база

Ресурсы для проведения занятий: школьный музей с четырьмя тематическими залами:зал боевой славы, зал истории малой родины, зал истории школы, зал этнографии народов Северобайкалья;  архив музея, постоянные и временные экспозиции, выставка экспонатов, артефактов, муляжей, предметов, альбомы, стенды, рукописная книга «История моей малой родины», книга «Тропинка школьная моя», авторские экскурсии, презентации, сценарии, проекты, печатные издания, музейные коллекции, подиум, витрины, макеты.

Учебно-методические материалы:

1.Музееведение. – М., 1998.

2.Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. Вып.2. – М., АПРИКТ, 1999.

3.Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. – Улан-Удэ, 2004. – 228 с.

4. Архив музея

5. Живая литература: воспоминания, семейные архивы, старые газеты периода строительства Байкало-Амурской магистрали.