«Детская риторика»

Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе, вне школы, в социуме).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».

Педагоги

Степанова Елена Николаевна - педагог дополнительного образования первой квалификационной категории

Содержание программы

Учебно-тематическое планирование

I. Общение. Живое слово:

1. «Виды общения»

2. «Виды речевой деятельности»

3. «Слушание»

4. «Говорение»

5. «Выразительные средства, используемые в речи»

6. «Словесная вежливость»

7. «Речевой этикет»

8. «Письменная речь»

 II. Текст. Речевые жанры:

1. «Единство смысла и темы в тексте»

2. «Основная мысль текста»

3. «Заголовок»

4. «Красная строка», «Смысловые отступы»

5. «Вывеска – информация»

6. «Разновидности текста», «Жанры»

7. «Этикетный диалог»

8. «Спор – рожденье истины»

9. «Праздная речь»

10. «Особенности произнесения текста в различных условиях»

Итого: 72 часа

Цели программы

Научить эффективной речи.

Результат программы

ОСНОВНЫЕ РИТОРИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ:

- Умение анализировать и оценивать общение: корректность речевого поведения (речи) в ситуациях, обозначенных в разделах «Речевой этикет», «Слушание», «Говорение»;

- Уместность использования несловесных (невербальных) средств общения – жестов, мимики, телодвижений, интонации в устных высказываниях.

- Умение общаться при решении риторических задач, разыгрывании этических диалогов, сочинении считалок, сказочных историй и др.;

- Умение ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его;

-Использовать уместные словесные и несловесные средства общения.

Материально-техническая база

Учебный кабинет, учебные столы, стулья, информационная доска, компьютер, принтер,сканер, архив тематических тестов, карточек, заданий, подборка музыкального и литературного материала.

Учебно-методический комплект представлен учебной тетрадью «Детская риторика: в рассказах и рисунках»: 1 кл.: в 2 ч. / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, и др.- М.: Ювента; Баласс, 2010 г. и методическим пособием для учителя.