Юный турист

Данная образовательная программа является модифицированной и разработана на основе: программы М.И. Краймана «Юные туристы».

Туризм – важное средство воспитания, которое благодаря своему разнообразию и универсальности открывает широкие возможности практической подготовки маленького гражданина к большой жизни.

Суть туризма состоит в перемещениях человека (группы людей) в пространстве из места постоянного проживания в другие места.

Туризм – увлекательный, наполненный романтикой, вид активного отдыха, который помогает быстро восстанавливать свои силы и работоспособность.

И всё же туризм – это нечто большее, чем отдых. Это школа жизни, школа мужества. Туризм помогает ребятам объединиться, найти новых друзей. Нигде так ясно, как в туристских походах, не раскрываются личностные качества детей, не проявляются положительные и отрицательные черты характера. Походы имеют большую воспитательную ценность, так как в них хорошо сочетаются изучение своего края, воспитание нравственных качеств личности, оздоровление и физическое развитие, общественно – полезная деятельность и воспитание трудовых навыков. Туризм по своей природе всегда содержит элементы познания края. Невозможно путешествовать, ничего не узнавая.

Программа «Юный турист» представляет детям широкий спектр возможностей для реализации «своего Я»:

- умение применять полученные на занятиях знания в повседневной жизни;

- умение работать в кругу друзей, чувствовать ответственность за свои действия перед коллективом, ощущать свою значимость;

- огромные коммуникативные возможности;

- умение вести себя в нестандартных ситуациях, не подвергаться панике;

- возможность проявления лидерских качеств детьми, не замеченными в школьных коллективах.

Следовательно, успехи ребёнка должны оцениваться не столько суммой знаний, умений и навыков, усвоенных в процессе обучения, сколько сформированными у него способностями принимать решения и самостоятельно действовать в непредвиденных ситуациях. Туризм – это именно тот вид работы с детьми, который способен направить воспитательный процесс на развитие инициативы и ответственности каждого ребёнка.

Под школьным туризмом понимается туристская деятельность обучающихся, выходящая за рамки учебных программ по физической культуре и организуемая учреждением дополнительного образования в целях обеспечения педагогически целесообразного использования их внеурочного времени.

Педагоги

Воробьев Иван Сергеевич

Содержание программы

1 год обучения

Раздел 1. Основы туристской деятельности

Раздел 2. Краеведение

Раздел 3. Горнолыжная подготовка

Раздел 4. Лыжный туризм

Раздел 5. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

Раздел 6. Элементы школы выживания

Раздел 7. Топография и ориентирование

Раздел 8. Экология

Раздел 9. Специальная подготовка по туристскому многоборью поисково-спасательным работам (комбинированный туризм)

2 год обучения

Раздел 1. Основы туристской подготовки

Раздел 2. Краеведение

Раздел 3. Горнолыжная подготовка

Раздел 4. Лыжный туризм

Раздел 5. Медицина

Раздел 6. Элементы школы выживания

Раздел 7. Топография и ориентирование

Раздел 8. Экология

Раздел 9. Специальная подготовка по туристскому многоборью поисково-спасательным работам

3 год обучения

Раздел 1. Основы туристской подготовки

Раздел 2. Краеведение

Раздел 3. Горнолыжная подготовка

Раздел 4. Лыжный туризм

Раздел 5. Медицина

Раздел 6. Элементы школы выживания

Раздел 7. Топография и ориентирование

Раздел 8. Экология

Раздел 9. Специальная подготовка по туристскому многоборью поисково-спасательным работам

Цели программы

Цели программы: всестороннее развитие творческого потенциала личности каждого обучающегося средствами туризма и краеведения. А также: подготовка юных туристов, обладающих необходимым комплексом знаний, умений, навыков, для их использования в различных формах активного туризма и жизнеобеспечения в природной среде.

Результат программы

Прогнозируемые результаты освоения программы: приобретение учащимися знаний о природе, истории, культуре родного края. Учащийся должен знать район, уметь ориентироваться в горно-таежной местности, уметь организовывать отдых на туристском маршруте при любых погодных условиях, обеспечить безопасное прохождение маршрута, уметь оказать первую помощь пострадавшему, овладеть навыками наблюдения за природными объектами, явлениями природы, приобрести навыки жизни в полевых условиях. Освоить основы катания на лыжах.

По итогам освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный турист»

Обучающиеся должны знать:

- требования техники безопасности в походе;

- общие подходы к организации и проведению походов;

- способы профилактики типичных заболеваний и основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;

- перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;

- правила приготовления пищи;

- нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;

- правила общения в походе;

 

Обучающиеся должны уметь:

- применять указанные знания на практике;

- ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;

- выполнять общие обязанности участника похода.

- выполнять все операции походного быта;

- участвовать на всех этапах соревнований по технике пешеходного туризма;

- самостоятельно ориентироваться на местности;

Особые условия проведения

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих, является ее функциональность. Тематика программы в рамках определенных программных разделов может изменяться и дополняться, с учетом актуальности и востребованности. Возможна разработка и внедрение новых тем, и углубленное изучение пройденных.

Материально-техническая база

Обучающие фильмы по следующим темам:

 

1. Ориентирование.

2. Горные лыжи основы техники.

 

Презентации, по следующим темам:

 

1. Байкал – жемчужна Сибири.

2. История возникновения города Северобайкальск;

3. Виды и формы туризма;

4. Туристическое снаряжение;

5. Личное и групповое снаряжения туриста;

6. Туристический бивак. Организация бивачных работ;

7. Мы идем в поход;

8. Питание в походе;

9. Классификация поход;

10. Виды костров и их применение;

11. Снаряжение и инвентарь горнолыжника;

12. Виды подъемников;

13. Правила поведения на склоне. Техника безопасности;

14. История возникновения лыжного спорта;

15. Техника лыжного хода;

16. Личное снаряжение лыжника. Лыжный инвентарь;

17. Медицинская аптечка.

18. Первая помощь при ожогах и обморожениях;

19. Мозоли и потертости;

20. Ушибы и растяжения;

21. Международная система сигналов бедствия «Земля- воздух»

22. Ночлег;

23. Топографические и спортивные карты;

24. Условные знаки;

25. Компас. Работа с компасом.

26. Узлы.

Специально личное и групповое снаряжение.