Познаем окружающий мир-3

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа эколого-биологической направленности по направлению «Юные исследователи природы» является модифицированной и основана на авторской программе дополнительного образования «Юные исследователи природы», автор Н.А. Наймушина.

Образовательная программа по формированию экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требований основной образовательной программы общеобразовательного учреждения.

Программа дополнительного образования дает возможность с помощью наблюдений и опоры на личный опыт детей расширить представления учащихся о природе родного края, ее особенностях и взаимосвязи всего живого.

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающих действенную, эмоционально-поведенческую природу дошкольника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми, взаимодействие с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание проблемных ситуаций, ситуаций взаимоотношений с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Педагоги

Подольская Анастасия Юрьевна

Содержание программы

1 год обучения

Раздел 1. Я и природа

Раздел 2. Лес

Раздел 3. Карта

Раздел 4. Вода

Раздел 5. Животные и растения

Раздел 6. Солнце

Раздел 7. Компас

Раздел 8. Туристические навыки

Цели программы

Цель программы:

- формирование ответственного отношения к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности;

- воспитание социально-активной личности, способной понимать и наблюдать окружающий мир, безопасно и экологически правильно вести себя в природе и быту.

Результат программы

Прогнозируемые результаты освоения программы.

Учащиеся должны знать:

· что относится к живой и неживой природе;

· группы растений: деревья, кустарники, травы – дикорастущие и культурные;

· некоторые отличительные признаки животных;

· что такое Красная книга, примеры исчезающих видов флоры и фауны местного региона;

· основные признаки времен года;

· значение природоохранной деятельности;

· правильную линию поведения, соответствующую законам природы и общества;

· основные особенности природы своей местности;

· правила поведения в природе (в лесу, вблизи и на водоемах и на других природных объектах);

· меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;

· виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека;

· условные знаки топографической и спортивной карты;

· приемы работы с компасом;

· основы ориентирования по местным предметам;

· личное снаряжение туриста;

· виды костров.

 

Учащиеся должны уметь:

· вести простейшие наблюдения за растениями и животными;

· давать словесное описание растений и животных, называть их внешние признаки;

· оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;

· приводить примеры загрязнения окружающей среды;

· приводить примеры взаимодействия природы и человека;

· проводить подкормку птиц;

· охранять растения и животных;

· озеленять территорию своего образовательного учреждения, а также своего города и очищать его от мусора;

· определять условные знаки спортивной и топографической карты;

· ориентироваться по местным предметам;

· устанавливать палатку;

· закладывать дрова для разведения костра;

· проходить туристскую полосу препятствий;

выполнять и защищать исследовательские проекты.

Особые условия проведения

Отличительной особенностью программы является то, что работа выстроена по следующим принципам:

- систематичности;

- доступности для учащихся при определении содержания и форм проведения работы;

- использования межпредметных связей (с биологией, географией, химией, физикой, математикой);

- опоры на социальный опыт учащихся;

- направленности на формирование положительного личностного отношения к природе родного края.

Программа рассчитана не только на теоретическое усвоение материала, но и на приобретение конкретных практических навыков, позволяющих обучающимся участвовать в научной деятельности (конкурсы, конференции, олимпиады различного уровня), сформировать умение публичных выступлений, сформировать гуманное отношение к природе и человечеству.

Главная идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к изучению природы родного края, посредством формирования навыков исследовательской работы.

Материально-техническая база

Материально-техническое оборудование:

 

- стол для экспериментирования;

- стулья по количеству детей;

- магнитная доска;

- глобус;

- наборы биолога;

- микроскоп;

- материалы для экспериментирования;

- природный материал (листья, глина, песок, палочки и т.п.);

- художественные тексты;

- клей;

- карандаши;

- краски;

- листы бумаги, картон;

- фигурки животных;

- гербарии;

- коллекция камней;

- ватные палочки, штампы, губки;

- компасы по количеству детей;

- личное снаряжение туриста;

- туристская палатка;

- спортивные и топографические карты;

- заготовки карт.