«Золотая ниточка»

В первый год обучения дети знакомятся с историей возникновения сувенирной игрушки; с видами ручных швов и их назначением; с технологией подготовки ткани к раскрою; с технологией изготовления, набивки и декоративной отделки сувенирной игрушки.

Создание сувенирной игрушки интереснейший и увлекательный процесс, который содержит в себе огромный простор для фантазии автора. Причем каждый желающий может сделать игрушку, для этого лишь следует иметь желание, необходимые материалы и, конечно же, информацию о технологии (технологическая карта). При создании сувенирной игрушки могут применяться самые разнообразные приемы: вышивка, аппликация, изготовление различных аксессуаров. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.

Дети, успешно справившиеся с программой первой ступени обучения, во второй год обучения знакомятся с историей возникновения лоскутного шитья, с разнообразием видов и фактур ткани. А также изучают технические приёмы работы на швейной машине, основные приемы работы в лоскутной технике «Пэчворк».

При выполнении практических работ основного курса 2- ступени учащиеся, кроме освоения технологических приёмов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Художественная обработка материалов требует серьёзных знаний и умений в обращении с ручным инструментом и машинным оборудованием. Одновременно с этим она представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда.

Педагоги

Рупышева Татьяна Ивановна - педагог дополнительного образования первой квалификационной категории

Содержание программы

Учебно-тематическое планирование 1 год обучения

 I. Ручные швы

1. Виды ручных швов и их назначение.

II.Сувенирная Игрушка

1. Сувенирная игрушка. История возникновения.

2.Сувенирная игрушка (плоская).

III. Полуобъёмная игрушка.

4.Сувенирная игрушка (объёмная).

IV. Игрушки – зверушки

1.Игрушки-зверушки.

V. Аппликация

1.Аппликация из ткани (панно).

VI. Экскурсия (музей) «Декоративно – прикладное творчество»

Итого: 144 ч.

 Учебно-тематическое планирование 2 год обучения

 I. Введение в декоративно-прикладное искусство.

1. Ручные швы

II. Ручные швы. (повторение)

III. Швейное дело

1. Устройство швейной машины.

2. Виды машинных строчек.

3. Выполнение образцов.

IV. Текстильные материалы

1.Материаловедение.

2.Знакомство с видами тканей

3. Определение направления нитей.

V. 1.Цветоведение.

2.0сновы цветоведения.

Цветовой круг. Холодные и тёплые тона.

VI. Технология лоскутного шитья.

1.Способы и приёмы лоскутного шитья.

2.Понятия «Орнамент», «Блок», «Композиция» и т.д.

1.Лоскутная игрушка. Приёмы изготовления.

1.Декоративная подушка. Правила раскроя.

2.Шкатулки. Виды и формы.

VII. Лоскутная пластика.

1.Подготовка ткани к работе.

2.Коврик-кругляш.

3. Лоскутная мозаика.

4.Лоскутная аппликация.

VIII. Итоговые работы.

1. Выбор работ по собственному замыслу.

IX. Экскурсии. Швейный цех. Краеведческий музей

Х. Итоговое занятие.

Итого: 216 ч.

Цели программы

Научить детей изготовлению сувенирной игрушки, техническим навыкам и приёмам выполнения лоскутных

изделий.

 

Результат программы

Обучающиеся l-го года обучения должены знать:

- виды швов;

- различные материалы, используемые в изготовлении сувенирной игрушки;

- правила раскроя, соединения, оформления деталей игрушки;

- правила набивки;

- правила техники безопасности при ручных работах;

- назначение и правильное использование инструментов и приспособлений; – технологическую последовательность работы;

- построение технологической карты;

Должены уметь:

- владеть основными приёмами выполнения ручных швов;

- владеть основными приёмами работы с тканью;

- владеть приёмами раскроя, соединения и оформления деталей игрушки;

Обучающиеся 2-го года обучения должены знать:

- основные приемы работы с тканью;

- основы шитья на швейной машине;

- знать и владеть основными законами композиции изделий;

-владеть технологией кроя деталей из ткани и сборки их в блоки;

- построение технологической карты;

Должны уметь:

- использовать знания и умения приёмов шитья на швейной машине с

соблюдением правил техники безопасности;

- владеть умениями и навыками техники лоскутного шитья;

- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов

изготовления, готовое изделие);

- использовать знания и умения, полученные на занятиях для воплощения

собственного замысла в лоскутной технике;

- владеть приёмами цветовых решений в составлении схем лоскутной

техники;

- самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления изделий лоскутного шитья (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);

Материально-техническая база

Учебный кабинет, столы, стулья, швейный машинки.

Материалы:

- картон,  кожа,  мех,  ткани,  тесьма,  швейные нитки,  нитки мулине,  шнур,  поролон,  проволока,  бисер,  бусинки,  пуговицы.

Инструменты и приспособления:

- простой карандаш,  фломастеры,  иголки,  крючки,  портновские булавки, напёрстки,  ножницы,  ножницы «зиг – заг»,  мел, утюг,

 клей ПВА и др.

Средства:

- технологические карты,  иллюстрации, таблицы,  плакаты,  схемы,

 шаблоны,  комплекты выкроек – лекал, видеофильмы.