Начальная туристская подготовка-3

Данная образовательная программа является модифицированной и разработана на основе: программы М.И. Краймана «Юные туристы».

Приоритетным направлением российской школы, в соответствии с происходящей модернизацией образования страны, является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека является туризм. Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала ХIХ века и обозначат экскурсию или путешествие.

Под школьным туризмом понимается туристская деятельность обучающихся, выходящая за рамки учебных программ по физической культуре и организуемая учреждением дополнительного образования в целях обеспечения педагогически целесообразного использования их внеурочного времени.

Педагоги

Чернышева Оксана Александровна

Бирюкова Ирина Валентиновна

Содержание программы

1 год обучения

Раздел 1. Основы туристской деятельности

Раздел 2. Краеведение

Раздел 3. Горнолыжная подготовка

Раздел 4. Лыжный туризм

Раздел 5. Медицина

Раздел 6. Элементы школы выживания

Раздел 7. Топография и ориентирование

Раздел 8. Экология

Раздел 9. Специальная подготовка по туристскому многоборью поисково-спасательным работам (комбинированный туризм)

2 год обучения

Раздел 1. Основы туристской подготовки

Раздел 2. Краеведение

Раздел 3. Горнолыжная подготовка

Раздел 4. Лыжный туризм

Раздел 5. Медицина

Раздел 6. Элементы школы выживания

Раздел 7. Топография и ориентирование

Раздел 8. Экология

Раздел 9. Специальная подготовка по туристскому многоборью поисково-спасательным работам

3 год обучения

Раздел 1. Основы туристской подготовки

Раздел 2. Краеведение

Раздел 3. Горнолыжная подготовка

Раздел 4. Лыжный туризм

Раздел 5. Медицина

Раздел 6. Элементы школы выживания

Раздел 7. Топография и ориентирование

Раздел 8. Экология

Раздел 9. Специальная подготовка по туристскому многоборью поисково-спасательным работам

Цели программы

Цели программы: всестороннее развитие творческого потенциала личности каждого обучающегося средствами туризма и краеведения. А также: подготовка юных туристов, обладающих необходимым комплексом знаний, умений, навыков, для их использования в различных формах активного туризма и жизнеобеспечения в природной среде.

Результат программы

Прогнозируемые результаты освоения программы: приобретение учащимися знаний о природе, истории, культуре родного края. Учащийся должен знать район, уметь ориентироваться в горно-таежной местности, уметь организовывать отдых на туристском маршруте при любых погодных условиях, обеспечить безопасное прохождение маршрута, уметь оказать первую помощь пострадавшему, овладеть навыками наблюдения за природными объектами, явлениями природы, приобрести навыки жизни в полевых условиях. Освоить основы катания на лыжах.

По итогам освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальная туристская подготовка – 3»

Обучающиеся должны знать:

- требования техники безопасности в походе;

- общие подходы к организации и проведению походов;

- способы профилактики типичных заболеваний и основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;

- перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;

- правила приготовления пищи;

- нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;

- правила общения в походе;

Обучающиеся должны уметь:

- применять указанные знания на практике;

- ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;

- выполнять общие обязанности участника похода.

- выполнять все операции походного быта;

- участвовать на всех этапах соревнований по технике пешеходного туризма;

- самостоятельно ориентироваться на местности;

Особые условия проведения

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих, является ее функциональность. Тематика программы в рамках определенных программных разделов может изменяться и дополняться, с учетом актуальности и востребованности. Возможна разработка и внедрение новых тем, и углубленное изучение пройденных.

Материально-техническая база

Обучающие фильмы по следующим темам:

 

1. Ориентирование.

2. Горные лыжи основы техники.

 

Презентации, по следующим темам:

 

1. Байкал – жемчужина Сибири.

2. История возникновения города Северобайкальск;

3. Виды и формы туризма;

4. Туристическое снаряжение;

5. Личное и групповое снаряжения туриста;

6. Туристический бивак. Организация бивачных работ;

7. Мы идем в поход;

8. Питание в походе;

9. Классификация поход;

10. Виды костров и их применение;

11. Снаряжение и инвентарь горнолыжника;

12. Виды подъемников;

13. Правила поведения на склоне. Техника безопасности;

14. История возникновения лыжного спорта;

15. Техника лыжного хода;

16. Личное снаряжение лыжника. Лыжный инвентарь;

17. Медицинская аптечка.

18. Первая помощь при ожогах и обморожениях;

19. Мозоли и потертости;

20. Ушибы и растяжения;

21. Международная система сигналов бедствия «Земля-воздух»

22. Ночлег;

23. Топографические и спортивные карты;

24. Условные знаки;

25. Компас. Работа с компасом.

26. Узлы.

27. Специально личное и групповое снаряжение.

 

Наглядные пособия:

 

1. Байкальский сундучок.

2. Атлас Республики Бурятия.

3. Атлас Прибайкалья.

4. Справочный гербарий Северобайкальского района.

5. Топографические карты.

6. Спортивные карты.