Спортивный туризм −9 часов

Данная образовательная программа является модифицированной и разработана на основе: программы М.И. Краймана «Юные туристы».

Приоритетным направлением российской школы, в соответствии с происходящей модернизацией образования страны, является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека является туризм. Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала ХIХ века и обозначат экскурсию или путешествие.

Под школьным туризмом понимается туристская деятельность обучающихся, выходящая за рамки учебных программ по физической культуре и организуемая учреждением дополнительного образования в целях обеспечения педагогически целесообразного использования их внеурочного времени.

Педагоги

Богун Александр Александрович

Содержание программы

1 год обучения

Раздел 1. Основы туристской деятельности.

Раздел 2. Краеведение.

Раздел 3. Горнолыжная подготовка.

Раздел 4. Лыжный туризм.

Раздел 5. Медицина.

Раздел 6. Элементы школы выживания.

Раздел 7. Топография и ориентирование.

Раздел 8. Экология.

Раздел 9. Специальная подготовка по туристскому многоборью поисково-спасательным работам (комбинированный туризм).

2 год обучения

Раздел 1. Основы туристской подготовки.

Раздел 2. Краеведение.

Раздел 3. Горнолыжная подготовка.

Раздел 4. Лыжный туризм.

Раздел 5. Медицина.

Раздел 6. Элементы школы выживания.

Раздел 7. Топография и ориентирование.

Раздел 8. Экология.

Раздел 9. Специальная подготовка по туристскому многоборью поисково-спасательным работам.

Раздел 10. Общая физическая подготовка

3 год обучения

Раздел 1. Основы туристской подготовки.

Раздел 2. Краеведение.

Раздел 3. Горнолыжная подготовка.

Раздел 4. Лыжный туризм.

Раздел 5. Медицина.

Раздел 6. Элементы школы выживания.

Раздел 7. Топография и ориентирование.

Раздел 8. Экология.

Раздел 9. Специальная подготовка по туристскому многоборью поисково-спасательным работам.

Раздел 10. Общая физическая подготовка.

Цели программы

Цели программы: всестороннее развитие творческого потенциала личности каждого обучающегося средствами туризма и краеведения. А также: подготовка юных туристов, обладающих необходимым комплексом знаний, умений, навыков, для их использования в различных формах активного туризма и жизнеобеспечения в природной среде.

Результат программы

Прогнозируемые результаты освоения программы: приобретение учащимися знаний о природе, истории, культуре родного края. Учащийся должен знать район, уметь ориентироваться в горно-таежной местности, уметь организовывать отдых на туристском маршруте при любых погодных условиях, обеспечить безопасное прохождение маршрута, уметь оказать первую помощь пострадавшему, овладеть навыками наблюдения за природными объектами, явлениями природы, приобрести навыки жизни в полевых условиях. Освоить основы катания на лыжах.

По итогам освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальная туристская подготовка – 6»

Обучающиеся должны знать:

- требования техники безопасности в походе;

- общие подходы к организации и проведению походов;

- способы профилактики типичных заболеваний и основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;

- перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;

- правила приготовления пищи;

- нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;

- правила общения в походе;

Обучающиеся должны уметь:

- применять указанные знания на практике;

- ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;

- выполнять общие обязанности участника похода.

- выполнять все операции походного быта;

- участвовать на всех этапах соревнований по технике пешеходного туризма;

- самостоятельно ориентироваться на местности;

Особые условия проведения

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих, является ее функциональность. Тематика программы в рамках определенных программных разделов может изменяться и дополняться, с учетом актуальности и востребованности. Возможна разработка и внедрение новых тем, и углубленное изучение пройденных.

Материально-техническая база

Основное содержание учебного процесса включает в себя материал по начальной туристской подготовке, топографии, краеведению, доврачебной медицинской помощи, занимательной экологии. Полученные теоретические знания, закрепляются на практике.

Теория предмета изучается в учебном кабинете, практика – во время походов, тренировок в тренировочном кабинете туризма. Оснащение кабинета: компьютер, проектор, доска, тренажер ПТС.

Предпочтение отдается активным формам обучения: походы выходного дня, экскурсии, соревнования, игры и др. мероприятия.

Для проведения учебно-познавательных мероприятий во время отдыха, теоретических и практических занятий накоплен разнообразный дидактический материал:

- разработки игр, викторин, конкурсов, походов экскурсий;

- гербарии, живые объекты;

- оформленные стенды, таблицы, схемы, рисунки, плакаты

- слайды, фотоматериалы, видеозаписи

- карточки, раздаточный материал, вопросы и задания для письменного или устного опроса, тесты;

- учебные пособия – журналы, книги.

Для организации походов имеется индивидуальное, групповое и специальное снаряжение: рюкзаки, спальные мешки, коврики, палатки, веревки, карабины, костровые принадлежности, компасы, карты, ледорубы, кошки, палатка «Зима» с печкой.