Основы туристской деятельности-3

Туризм в представлении большинства людей связан с отды­хом, новыми впечатлениями, удовольствием. Он прочно вошел в жизнь человека с его естественным стремлением открыть и познать неизведанные края, памятники природы, истории и культу­ры, обычаи и традиции разных народов.

Выполняя большинство основных функций социальной сферы, туризм является одной из высокодоходных и наиболее динамично развивающихся, а также чрезвычайно рентабельных отраслей мирового хозяйства.

Современный туризм представляет собой уникальное социально-экономическое явление мирового масштаба. Особая значимость туризма для мирового развития заключается в том, что она выступает как сектор экономики, и как вид экономической деятельности, и как рынок, и как общественное движение.

Озеро Байкал это двигатель экономики для Республики Бурятия и Иркутской области.

Байкальский регион считается одним из основных центров экологического туризма в России. Центральным объектом притяжения туристов является Байкал, признанный мировым сообществом как уникальный природный объект, пополнивший список участков мирового наследия.

В отличие от Южного и Центрального Байкала, уже давно освоенного туристскими организациями, Северный Байкал только начинает осваивать этот рынок, поэтому немаловажное значение имеет подготовка кадров.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности по направлению «Организатор туристской деятельности» является модифицированной и основана на Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования по направлению 100400 «Туризм» (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2009 г. № 489).

Педагоги

Матченя Александр Владимирович

Содержание программы

1 год обучения

Раздел 1. Судейство соревнований

Раздел 2. Краеведение

Раздел 3. Экологический туризм

Раздел 4. Горнолыжная подготовка

Раздел 5. Лыжный туризм

Раздел 6. Пеший туризм

Раздел 7. Основы туристского бизнеса

Раздел 8. Общая физическая подготовка

2 год обучения

Раздел 1. Судейство соревнований

Раздел 2. Школа выживания

Раздел 3. Спортивный туризм

Раздел 4. Культура общения

Раздел 5. Горнолыжная подготовка

Раздел 6. Экскурсионное дело

Раздел 7. Горный туризм

Раздел 8. Лыжный туризм

Раздел 9. Основы рыночной экономики туристского бизнеса

Цели программы

Целью данной программы является формирование мотивации личности к познанию, физическому развитию и творчеству, укреплению здоровья и профессиональному самоопределению.

Результат программы

Прогнозируемые результаты освоения программы.

Обучающиеся должны знать:

- нормативные документы, правила и требования, предъявляемые к туристской деятельности;

- краеведческие, экологические и туристско-рекреационные ресурсы Северобайкальского района;

- основы краеведческих понятий; особенности природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;

- специфику обслуживания экотуристов; особенности обслуживания отдельных категорий туристов, особенности взаимодействия природоохранных и туристских предприятий;

- теоретические основы экскурсоведения;

- технологию подготовки и основы методики проведения экскурсии;

- основы ораторского искусства.

 

Обучающиеся должен уметь:

- самостоятельно принимать решение в различных ситуациях;

- ориентироваться в горно-таежной местности;

- организовать отдых на маршруте при любых погодных условиях;

- обеспечить безопасное прохождение маршрута;

- грамотно использовать экологические знания при разработке и эксплуатации экологических маршрутов;

- провести экскурсию на природе и в городе;

- давать оценку эколого-туристского потенциала и доступных ресурсов;

- выявлять уникальные экотуристические ресурсы с целью создания турпродукта;

- фиксировать наблюдения, проводить исследования, обрабатывать и хранить собранные материалы;

- оказывать первую помощь пострадавшему.

 

Обучающиеся должны иметь практический опыт:

- организации и проведения походов;

- составления маршрутной документации;

- организации и проведения спортивных мероприятий;

- проведениеэкскурсий;

- формирования нового экотуристского продукта.

Особые условия проведения

Отличительной особенностей данной образовательной программы является то, что она дает возможность каждому ученику окунуться в мир профессиональных знаний, с помощью которых они смогут реализовывать свои идеи и себя. Одной из представленной возможности реализации будет выпускная работа – разработка тура.

Материально-техническая база

Основное содержание учебного процесса включает в себя материал по до профессиональной туристской подготовке, элементам школы выживания, краеведению, экскурсионному делу, горному, пешему, горнолыжному и водному туризму. Полученные теоретические знания, закрепляются на практике.

Теория предмета изучается в учебном кабинете, практика – во время походов, тренировок в тренировочном кабинете туризма. Оснащение кабинета: компьютер, проектор, доска, тренажер ПТС.

Предпочтение отдается активным формам обучения: походы выходного дня, степенные и категорийные походы, экскурсии, соревнования, конкурсы, конференции, игры и др. мероприятия.

Для проведения учебно-познавательных мероприятий во время отдыха, теоретических и практических занятий накоплен разнообразный дидактический материал:

- разработки бесед, игр, викторин, конкурсов, походов экскурсий;

- гербарии, живые объекты;

- оформленные стенды, таблицы, схемы, рисунки, плакаты;

- слайды, фотоматериалы, видеозаписи;

- карточки, раздаточный материал, вопросы и задания для письменного или устного опроса, тесты;

- учебные пособия – журналы, книги.

Для организации походов имеется индивидуальное, групповое и специальное снаряжение: рюкзаки, спальные мешки, коврики, палатки, веревки, карабины, костровые принадлежности, компасы, карты, ледорубы, кошки, палатка «Зима» с печкой.