Скалолазание

Программа по скалолазанию составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» в редакции ФЗ от 13.01.96 г № 12-ФЗ, Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства РФ от 07.03.95 г. № 233), «Нормативно-правовых основ», регулирующих деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, расположенных на территории РФ, утвержденных Госкомитетом РФ по физической культуре и туризму и Министерством образования Российской Федерации, правилами вида спорта «Скалолазание» (утверждены приказом Минспорта России от 12 апреля 2018 г. № 342). При составлении программы учитывался опыт Братской ДЮСШ по направлению "Скалолазание".

Педагоги

Васильев Александр Павлович

Содержание программы

1 год обучения

Раздел 1. Основы скалолазания

Раздел 2. Начальная туристская подготовка

Раздел 3. Общая физическая подготовка

Раздел 4. Первая доврачебная помощь

 

Цели программы

Цели программы: Содействие всестороннему, гармоничному развитию личности посредством занятий скалолазанием. А также: укрепление здоровья, улучшение физического развития учащихся, привитие стойкого интереса к занятиям скалолазанием, воспитание черт спортивного характера, выявление задатков, способностей и спортивной одаренности.

Результат программы

Прогнозируемые результаты освоения программы: приобретение учащимися начальных знаний о скалолазании, а также природе, родного края. Учащийся должен успешно преодолевать скальные маршруты различной сложности, уметь организовать страховку на естественном рельефе, уметь ориентироваться в горно-таежной местности, уметь организовывать отдых на туристском маршруте при любых погодных условиях, обеспечить безопасное прохождение маршрута, уметь оказать первую доврачебную помощь пострадавшему.

По итогам освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Скалолазание», обучающиеся должны знать:

  • правила поведения на естественном и искусственном скальном рельефе;
  • правила организации страховки;
  • основы прохождения различного рода препятствий;
  • нормы личной и общественной гигиены в походе;
  • основные элементы выживания;
  • правила экологической культуры поведения на природе;
  • основные особенности природы своей местности.

 

Учащиеся должны уметь:

  • применять указанные знания на практике;
  • организовывать страховку на скальном рельефе;
  •  преодолевать естественные и искусственные препятствия различной сложность;
  • ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;
  • выполнять общие обязанности участника похода.
  • оказать первую доврачебную помощь;
  • устраивать бивуак, ставить палатку, разжигать костер;
  • применять требования техники безопасности в походе.

Особые условия проведения

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих, является ее функциональность. Тематика программы в рамках определенных программных разделов может изменяться и дополняться, с учетом актуальности и востребованности. Возможна разработка и внедрение новых тем, и углубленное изучение пройденных

Материально-техническая база

Основное содержание учебного процесса включает в себя материал по скалолазанию, начальной туристской подготовке, оказанию первой доврачебной помощи, общей физической подготовки. Полученные теоретические знания, закрепляются на практике.

Теория предмета изучается в учебном кабинете, практика – во время занятий на скалодроме, походов, а также в учебном кабинете посредством различных игр, опытов и др. Предпочтение отдается активным формам обучения: походы выходного дня, практические занятия, соревнования, игры и др. мероприятия.

Для проведения учебно-познавательных мероприятий во время отдыха, теоретических и практических занятий накоплен разнообразный дидактический материал:

  • разработки бесед, игр, викторин, конкурсов, походов, экскурсий;
  • оформленные стенды, таблицы, схемы, рисунки, плакаты, карты географические, спортивные карты;
  • слайды, фотоматериалы, видеозаписи, презентации;
  • карточки, раздаточный материал, вопросы и задания для письменного или устного опроса, тесты;
  • учебные пособия – журналы, книги.

Для организации походов имеется индивидуальное, групповое и специальное снаряжение: рюкзаки, спальные мешки, коврики, палатки, веревки, страховочные системы карабины, костровые принадлежности, компасы, карты.