Туристы-проводники-6

Образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Туристы-проводники» составлена на основе программы рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, программы «Туристы-проводники», автор Чашин И.Н., педагог дополнительного образования.

Предлагаемая программа разработана по блочно-модульному принципу. Первый год является базовым, так как дает начальные, основные знания и умения, без освоения которых сложно и небезопасно заниматься каким-либо видом туризма или краеведения.

Специализация по направлениям деятельности осуществляется на втором и в последующие годы обучения.

Педагоги

Гаврилов Юрий Николаевич

Содержание программы

1 год обучения

Раздел 1. Основы туристской подготовки.

Раздел 2. Питание в походе.

Раздел 3. Топография и ориентирование.

Раздел 4. Краеведение.

Раздел 5. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

Раздел 6. Общая и физическая подготовка.

2 год обучения

Раздел 1. Основы туристской подготовки.

Раздел 2. Топография и ориентирование – основа специальной подготовки туриста-проводника

Раздел 3. Краеведение.

Раздел 4. Основы гигиены, первая доврачебная помощь.

Раздел 5. Общая и специальная физическая подготовка.

3 год обучения

Раздел 1. Туристская подготовка (в избранном виде туризма).

Раздел 2. Топография и ориентирование.

Раздел 3. Краеведение.

Раздел 4. Обеспечение безопасности.

Раздел 5. Общая и специальная физическая подготовка.

Раздел 6. Факультативные занятия.

4 год обучения

Раздел 1. Туристская подготовка (в избранном виде туризма).

Раздел 2. Топография и ориентирование – основа специальной подготовки туриста-проводника.

Раздел 3. Краеведение.

Раздел 4. Обеспечение безопасности.

Раздел 5. Общая и специальная физическая подготовка.

Раздел 6. Факультативные занятия.

Цели программы

Цель программы:

- формирование разносторонне развитой личности;

- развитие самостоятельности обучающихся на базе благоприятных условий для проявления инициативы, развитие творческого потенциала, ответственности и самовыражения личности в достижении общественно ценных и личностно-значимых целей;

- морально-волевая подготовка в образовательном и тренировочных процессах, преодоление специфических сложностей (факторов выживания), возникающих в экстремальных условиях;

- физическое воспитание средствами туризма и краеведения, приобщение к здоровому образу жизни.

Результат программы

Прогнозируемые результаты освоения программы: приобретение учащимися знаний о природе, истории, культуры родного края. Учащийся должен знать район, уметь ориентироваться в горно-таежной местности, уметь организовывать отдых на туристском маршруте в любых погодных условиях, обеспечить безопасное прохождение маршрута, уметь оказать первую помощь пострадавшему, овладеть навыками наблюдения за природными объектами, явлениями природы, приобрести навыки жизни в полевых условиях.

По итогам освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Туристы-проводники»

Обучающиеся должны знать:

- основные сведения по истории развития туризма в России, виды туризма;

- порядок подготовки к походу, основные источники сведений о районе похода;

- основные правила движения группы в походе; общие характеристики естественных препятствий и правила их преодоления;

- меры безопасности при проведении тренировочных занятий и в походе;

- порядок подведения итогов похода;

- основные сведения по подготовке и проведению туристских соревнований; виды туристских соревнований;

- понятия о работе с картами, группы условных знаков;

- способы ориентирования и порядок действий в случае потери ориентировки;

- основные сведения по истории, культуре своего населенного пункта и своего края;

- правила оказания первой доврачебной помощи, способы транспортировки пострадавшего;

- гигиенические требования при занятиях туризмом;

- значение общей и специальной физической подготовки и ее влияние на организм.

 

Обучающие должны уметь:

- выбирать место и организовать привал, бивак;

- составлять план-график движения;

- составлять меню и готовить пищу на костре;

- выполнять обязанности по должностям в период подготовки, проведении и подведении итогов похода;

- преодолевать несложные естественные препятствия с использованием самостраховки;

- вязать узлы, знать их применение;

- составлять отчет о походе;

- выполнять ремонт снаряжения;

- определять масштаб и расстояние по карте, читать топографические знаки;

- измерять и строить азимут, двигаться по построенному азимуту;

- определять ориентир движения, сохранять направление движения;

- разрабатывать маршрут по интересным местам своего края;

- применять медицинские препараты;

- оказывать первую доврачебную помощь и организовывать транспортировку пострадавшего;

- осуществлять самоконтроль при выполнении физических нагрузок.

Особые условия проведения

Отличительная особенность. Теоретические и практические занятия должны проводиться в привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Необходимо воспитывать у обучающихся умения и навыки самостоятельно принимать решения, неукоснительно выполнять требования «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», «Правил организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации». Обязательным условием является практическое участие обучающихся в подготовке и проведении соревнований, обучении младших школьников. Для проведения теоретических и практических занятий рекомендуется привлекать учителей-предметников, опытных судей, инструкторов, врачей, спасателей, спортсменов.

Материально-техническая база

Основное содержание учебного процесса включает в себя материал по общей туристской подготовке, топографии, краеведению, доврачебной медицинской помощи, экологии. Полученные теоретические знания закрепляются на практике.

Теория предмета изучается в учебном кабинете, практика – во время практических выходов, походов, спортивных тренировок на спортивных площадках, тренировок в тренировочном кабинете туризма.

Предпочтение отдается активным формам обучения: походы выходного дня, экскурсии, соревнования, игры и другие мероприятия.

Для проведения учебно-познавательных мероприятий используется разнообразный методический материал:

– разработки бесед, игр, викторин, конкурсов, походов, экскурсий;

– гербарий;

– оформленные тематические стенды;

– различные медиаматериалы;

– раздаточный материал: вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты;

– учебные пособия: журналы, книги, карты, буклеты.

Для организации походов обучающиеся обеспечиваются личным, групповым и специальным снаряжением.