Спортивный туризм-9

Программа «Спортивный туризм» является модифицированной, разработана на основании образовательных программ: «Юные судьи туристских соревнований» (Ю.С. Константинов, 1999 г.), «Спортивный туризм: туристское многоборье» (Д.В.Смирнов, 2003 г.). А также на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности в условиях ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ. и составлена в соответствии.

Спортивный туризм представляет собой туристско-спортивные мероприятия, связанные с организацией и проведением туристских маршрутов и туристских слетов и соревнований в природной среде и на искусственном рельефе на любых технических средствах и без таковых, с познавательными, оздоровительными, спортивными, образовательными и другими средствами. Регулярные занятия спортивным туризмом формируют духовный облик человека, его характер, жизненные ориентиры, отношения к другим людям, к родине, к природе, к труду.

Важнейшая сторона детско-юношеского туризма – оздоровительная. Оздоровление и физическое развитие особенно нужно подрастающему поколению. Значительную часть времени оно проводит в закрытых помещениях, а потому даже однодневные туристские походы являются эффективным средством оздоровления и профилактики заболеваний. Походы учащихся, слеты и соревнования, экскурсии, проводимые на природе, разрывая напряженную учебную деятельность, снимают нервное напряжение. Дни, проведенные на свежем воздухе, дают обучающимся заряд бодрости и энергии, позволяют работать в школе с творческим подъемом и хорошим настроением.

Не менее важен и другой аспект становления подрастающего поколения. В настоящее время наблюдается негативное отношение большей части молодежи к службе в армии. Кроме того, существует серьезная опасность терроризма и техногенных катастроф. Молодежь необходимо учить грамотно, действовать в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь, ориентироваться на местности, обеспечивать укрытия в непогоду и так далее. Все эти жизненно необходимые знания и навыки обучающиеся получают в ходе походов, на соревнованиях «Юный спасатель» и «Школа безопасности» на дистанции по поисково-спасательной работе.

В процессе туристско-спортивной деятельности расширяется сфера общения обучающихся, происходит приобретение навыков социального воздействия, накопления положительного опыта поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности.

Таким образом, спортивный туризм способствует всестороннему развитию личности обучающегося, общему оздоровлению организма, укреплению физических и духовных сил, совершенствованию технико-тактического туристского мастерства, приобретению навыков самостоятельной деятельности, инициативности и коллективизма, изучению своего края и воспитывает патриота своей Родины.

Соревнования и слеты – одна из лучших форм пропаганды спортивного туризма среди учащихся. Соревнования способствуют проверке и повышению технической и тактической подготовленности туристов, также во время соревнований проводится апробация новых видов снаряжения, происходит обмен опытом работы.

Педагоги

Воробьев Иван Сергеевич

Содержание программы

2 год обучения

Раздел 1. Общая подготовка

Раздел 2. Туристская подготовка

Раздел 3. Тактико-техническая подготовка

Раздел 4. Спортивное ориентирование и топография

Раздел 5. Основы гигиены. Оказание первой помощи пострадавшим

Раздел 6. Общая и специальная физическая подготовка

Цели программы

Цель программы: содействие гармоничному физическому развитию и укрепление здоровья учащихся.

Результат программы

Прогнозируемые результаты.

· личностные результаты – готовность обучающихся и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности;

· метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);

· предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения программы опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

 

При изучении программы, обучающиеся могут сдать нормативы 1,2 и 3-й юношеский спортивный разряд по туризму, а также на значки «Юный турист России» и «Турист России».

Качество практических навыков проверяется на соревнованиях. Улучшение результатов команды – критерий спортивно-технического роста обучающихся.

Особые условия проведения

Отличительная особенность программы заключается в четком ориентировании программы на спортивный туризм. В приобретении обучающимися основных знаний умений и навыков для получения спортивных разрядов по туризму, туристскому многоборью, спортивному ориентированию.

Материально-техническая база

Обучающие фильмы по следующим темам:

1. Ориентирование.

 

Презентации, по следующим темам:

1. Виды и формы туризма.

2. Туристическое снаряжение.

3. Личное и групповое снаряжения туриста.

4. Туристический бивак. Организация бивачных работ.

5. Питание в походе.

6. Виды костров и их применение.

7. Медицинская аптечка.

8. Первая помощь при ожогах и обморожениях.

9. Мозоли и потертости.

10. Ушибы и растяжения.

11. Международная система сигналов бедствия «Земля – воздух».

12. Ночлег.

13. Топографические и спортивные карты.

14. Условные знаки.

15. Компас. Работа с компасом.

16. Узлы.

17. Специально личное и групповое снаряжение.

 

Наглядные пособия:

1. Атлас Республики Бурятия.

2. Атлас Прибайкалья.

3. Топографические карты.

4. Спортивные карты.