НТП-6

Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Тульского края, родного района. Воспитывает любовь к малой родине, истории ее возникновения, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю, поэтому в программах каждого года обучения предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связана этнография, поэтому в программе предусмотрено изучение истории культуры, народного слога родного края.

Образовательная программа «Краеведческий туризм» направлена на учащихся начальной школы. Программа направлена на воспитание школьников на основе изучения истории и культуры родного края, служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.

Программа разработана с целью развития личности ребенка средствами туристско-краеведческой деятельности. «Краеведческий туризм» – программа модифицированная и составлена на основе типовых программ для внешкольных учреждений туристско-краеведческого направления: «Азбука краеведения и туризма», Т.В. Долгошеина, Л.И. Соловьев.

Педагоги

Гордеева Надежда Алексеевна

Содержание программы

1 год обучения

Раздел 1. Мой край Родной.

Раздел 2. Начальная туристская подготовка.

Раздел 3. Рождение города.

Раздел 4. Знаменитые люди нашего края.

Раздел 5. Культура, быт, традиции Байкала.

Раздел 6. Растительный и животный мир Бурятии.

2 год обучения

Раздел 1. Природа Байкала.

Раздел 2. Традиционные занятия людей родного края.

Раздел 3. Улицы родного города.

Раздел 4. Профессии нашего города.

Раздел 5. Итоговое обобщение образовательного материала, изученного за учебный год.

3 год обучения

Раздел 1. Моя родословная.

Раздел 2. История родного края.

Раздел 3. Города нашего края.

Раздел 4. Город, который я люблю.

Раздел 5. Итоговое обобщение образовательного материала, изученного за учебный год.

4 год обучения

Раздел 1. Люди родного края.

Раздел 2. Будущее родного края.

Раздел 3. Итоговое обобщение образовательного материала, изученного за учебный год.

Цели программы

Цель программы:

- создание условий для духовно–ценностной ориентации ребенка в окружающем мире, воспитание его гражданского самосознания через ознакомление с историей, природой и культурой родного края используя при этом туристические навыки.

Результат программы

Прогнозируемые результаты освоения программы.

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника, направленная на положительное отношение к школе, учению;

- положительная мотивация к учебной деятельности;

- понимание причины успеха в учебной деятельности;

- способность к самооценке;

- основы гражданской идентичности личности через осознание себя как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою страну, регион, город; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей исторической принадлежности;

-ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков других людей;

- эстетические чувства на основе знакомства с культурой родного края.

 

Учащийся получит возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- адекватной самооценки;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям на основе учета позиций партнеров по общению;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 

Метапредметные:

Учащийся получит возможность научиться:

- создавать рисунки, модели, схемы для решения познавательных и поисковых задач;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий;

- осуществлять синтез, сравнение, классификацию;

- строить логическое суждение, включающее установление причинно-следственных связей.

 

Предметные.

Учащийся научится:

- различать символику Республики Бурятия и города Северобайкальского района и города Северобайкальск;

- описывать достопримечательности родного края;

- соотносить по карте свой регион с Российской Федерации и другими регионами;

- различать прошлое, настоящее и будущее;

- соотносить изученные исторические события с датами;

- использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям предков;

- на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

- оценивать характер взаимоотношений в различных социальных группах (семья, общество сверстников, коллеги и т.п.);

- использовать различные источники информации для письма и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснения явлений, создания собственных высказываний;

- различать и описывать объекты природы и жизнедеятельности человека, выделяя их существенные признаки;

- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих взаимоотношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

- соблюдать правила оповещения и безопасности в чрезвычайных ситуациях.

 

Учащийся получит возможность научиться:

- осознавать причастность себя и своей семьи к родному городу, региону, стране;

- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами людей;

- ориентироваться в важнейших для города, региона, страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;

- оценивать возможность своего участия в жизни города, региона, страны;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, города и региона;

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками;

- осознавать ценность природного и культурного наследия и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

- соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;

- регулировать свое поведение адекватно современным условиям в природной и социальной среде.

Особые условия проведения

Отличительной особенностью программы является организация коллективной и индивидуальной творческой деятельности обучающихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края, работа с различными источниками информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований проектов.

Материально-техническая база

Мультимедийный материал:

 

Видеоматериал по темам:

1. «Туристу школа выживания»;

2. «Национальная одежда коренных народов Бурятии»;

3. «Очерки духовной культуры эвенков»;

4. «Эвенки. Кто они?»;

5. «Цветы»;

6. «Виды растений»;

7. «Школа Байкала»;

8. «Эвенкийские песни»

9. «Очерки духовной культуры эвенков»

10. «Зеленая аптека Байкала»

 

Материально-техническое оборудование:

 

- канцелярские принадлежности;

- мультимедийное оборудование;

- проектор;

- глобус;

- компас;

- географические карты;

- цветная бумага, картон;

- краски;

- клей;

- цветные карандаши;

- карандаши;

- краски;

- гербарии;

- коллекция камней;

набор «Полезные ископаемые»;